Министерство общего и профессионального образования РФ
ТИУиЭ
Реферат
По учебной дисциплине
«Экономическая теория»
на тему:
«Дефицит государственного бюджета»
Выполнила:
Проверила:
Прохорова Л.С.
Таганрог, 2000 г.
Бюджетный дефицит и государственный долг: определения, количественная
оценка и показатели.
Государственный долг — общий размер задолженности правительства
владельцам, государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных
дефицитов (минус бюджетные излишки).
Внутренний государственный долг — задолженность государства гражданам,
фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных
бумаг, выпущенных ее правительством.
Внешний долг — задолженность государства иностранным гражданам, фирмам
и учреждениям.
Частный долг — общий размер задолженности негосударственного сектора
владельцам частных ценных бумаг.
Государственный и частный долг являются элементами кругооборота
«доходы-расходы». По мере роста доходов растут и сбережения, которые должны
быть использованы домашними хозяйствами, фирмами, правительством и
остальным миром. Создание долга — это механизм, посредством которого
сбережения передаются лицам, осуществляющим расходы. Если потребители и
бизнес не склонны к заимствованиям, и, следовательно, частная задолженность
растет недостаточно быстро, чтобы абсорбировать растущий объем сбережений,
эта функция выполняется приростом государственного долга. В противном
случае экономика отойдет от состояния полной занятости ресурсов.
Бюджетный дефицит представляет собой разницу между государственными
расходами и доходами. Количественная оценка бюджетного дефицита и долга
объективно усложняется следующими факторами:
1) Обычно при оценке величины государственных расходов не учитывается
амортизация в государственном секторе экономики, что приводит к
объективному завышению размеров бюджетного дефицита и государственного
долга.
2) Важная статья государственных расходов — обслуживание
задолженности, то есть выплата процентов по ней и постепенное погашение
основной суммы долга (амортизация долга).
Государственные расходы должны включать только реальный процент по
государственному долгу, равный RrD, а не номинальный процент, равный RnD,
где D — величина государственного долга, Rr — реальная ставка процента, Rn
– номинальная ставка процента. Объявленный в отчетах официальный бюджетный
дефицит часто завышается на величину (D, так как, по уравнению Фишера, ( =
Rn —Rr . При высоких темпах инфляции эта погрешность может быть весьма
значительной, так как в периоды роста инфляции Rr =( Rn – ()/( 1+( ).
Завышение бюджетного дефицита связано с завышением величины государственных
расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу. Возможны
ситуации, когда номинальный (официальный) дефицит госбюджета и номинальный
долг растут, а реальный дефицит и долг снижаются, что затрудняет оценку
эффективности бюджетно-налоговой политики правительства. Поэтому при
измерении бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию:
|Реальный |=|Номинальный |– |Величина долга |x| Темп инфляции|
|дефицит | |дефицит | |на начало года | | |
|госбюджета | |госбюджета | | | | |
3) При оценках дефицита государственного бюджета на макроуровне, как
правило, не учитывается состояние местных бюджетов, которые могут иметь
излишки. Нередко местные органы власти целенаправленно искажают
статистическую информацию о состоянии местных бюджетов, чтобы снизить
налоговые отчисления в федеральный бюджет. Эта закономерность характерна
практически для всех переходных экономик, в которых наметилась тенденция к
фискальной децентрализации. В итоге при оценке дефицита федерального
бюджета происходит завышение.
4) Наряду с измеряемым (официальным) дефицитом госбюджета как в
индустриальных, так и в переходных экономиках, в том числе и в России,
существует его скрытый дефицит, обусловленный квазифискальной
(квазибюджетной) деятельностью Центрального банка, а также государственных
предприятий и коммерческих банков.
К числу квазифискальных операций относятся:
а) финансирование государственными предприятиями избыточной занятости
и выплата ставок заработной платы выше рыночных за счет банковских ссуд или
путем накопления взаимной задолженности;
б) накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях
экономических реформ от Центрального банка, большого портфеля недействующих
ссуд (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов
домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты выплачивают, в основном,
за чет льготных кредитов ЦБ, причем портфели «плохих долгов» в переходных
экономиках весьма значительны;
в) финансирование ЦБ (в переходных экономиках) убытков от мероприятий
по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов
правительству (на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.) и кредитов
рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание недействующих ссуд, а
также рефинансирование ЦБ сельскохозяйственных, промышленных и жилищных
программ по льготным ставкам и т.д.
Скрытый дефицит бюджета занижает величину фактического бюджетного
дефицита и государственного долга, что нередко делается целенаправленно
(например, перед выборами), а также в рамках «жесткого» курса правительства
на ежегодно сбалансированный бюджет.
Таким образом, абсолютные размеры бюджетного дефицита и
государственного долга не могут служить надежными макроэкономическими
показателями, тем более, что задолженность обычно увеличивается по мере
роста ВНП. Поэтому целесообразно использовать относительные показатели
задолженности.
В макроэкономическом анализе также используется сравнительная динамика
показателей
ВНП Долг
———————————— и ———————————————.
Численность населения страны Численность населения страны
Причины устойчивости бюджетного дефицита и увеличения государственного
долга.
Основными причинами устойчивых бюджетных дефицитов и увеличения
государственного долга являются:
а) увеличение государственных расходов в военное время или в периоды
других социальных конфликтов. Долговое финансирование бюджетного дефицита
позволяет в краткосрочном периоде ослабить инфляционное напряжение, избежав
увеличения денежной массы, и не прибегать к ужесточению налогообложения;
б) циклические спады и «встроенные стабилизаторы» экономики;
в) сокращение налогов в целях стимулирования экономики (без
соответствующей корректировки госрасходов).
Налоговые поступления в государственный бюджет Т и показатель
налогового бремени в экономике T/Y (где У — совокупный выпуск) в
долгосрочной перспективе имеют тенденцию к снижению, так как:
1) в целях стимулирования экономики целенаправленно сокращается
«налоговый клин»;
2) все системы налогообложения включают значительное количество льгот;
3) нередко налоговые сборы снижаются из-за неудовлетворительной
организации налогообложения (неэффективный таможенный контроль,
неудовлетворительные налоговые службы, низкая собираемость налогов и т.д.).
Этот фактор особенно рельефно обнаруживается в переходных экономиках, в том
числе и в российской;
4) в переходных экономиках налоговые отчисления в бюджет также падают
из-за спада в традиционных отраслях производства;
5) усиление влияния политического бизнес-цикла в последние годы,
связанное с проведением «популярной» макроэкономической политики увеличения
госрасходов и снижения налогов перед очередными выборами;
6) повышение долгосрочной напряженности в бюджетно-налоговой сфере в
результате:
— увеличения государственных расходов на социальное обеспечение и
здравоохранение (преимущественно в тех странах, где возрастает доля
пожилого населения);
— увеличения государственных расходов на образование и создание новых
рабочих мест (преимущественно в тех странах, где возрастает доля молодого
населения).
Первичный дефицит государственного бюджета механизм
самовоспроизводства долга
Одним из факторов экономического роста является соотношение (долг /
ВНП)
Динамика этого соотношения зависит от следующих факторов:
1) от величины реальной ставки процента, которая определяет размер
процентных выплат по долгу;
2) от темпов роста реального ВНП;
3) от величины первичного дефицита госбюджета.
Первичный дефицит госбюджета представляет собой разность между
величиной общего дефицита и суммой процентных выплат по долгу. При долговом
финансировании первичного дефицита увеличивается и основная сумма долга, и
коэффициент его обслуживания, то есть возрастает «бремя долга» в экономике.
Увеличение первичного излишка позволяет избежать самовоспроизводства долга.
BD общий = (G + N + F) – Т, где
G – Государственные закупки
N – Выплаты по обслуживанию долга
F – Трансферты
T – Налоговые поступления в бюджет
BD первичный = ( G + F ) – Т,
N=DxRR,
где N — выплаты по обслуживанию долга, D — величина долга, RR —
реальная ставка процента.
Механизм самовоспроизводства государственного долга:
BD первичный ( => государственные займы ( => государственный долг ( =>
N ( => BD общий ( => новые государственные займы ( => долг ( => N ( и т.д.
Если реальная ставка процента превышает темп роста реального ВНП, то
увеличение государственного долга становится неуправляемым: весь прирост
реального ВНП уходит на выплату процентов по обслуживанию долга и
возрастает соотношение долг/ВНП, характеризующее бремя долга.
Для прогнозирования динамики соотношения долг/ВНП используется
зависимость:
((=((RR – (Y/Y) – (,
где (( — изменение соотношения долг/ВНП; ( — исходное значение
соотношения долг/ВНП; RR — реальная ставка процента; (Y/Y темп роста
реального ВНП; ( — доля первичного бюджетного излишка в ВНП.
Для снижения соотношения долг/ВНП необходимо два условия:
1) реальная ставка процента должна быть ниже, чем темп роста реального
ВНП;
2) увеличение доли первичного бюджетного излишка в ВНП должно быть
постоянным. Наличие первичного дефицита госбюджета является фактором
увеличения долгового бремени.
Список используемой литературы.
1. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для
вузов. – М., 1998 г.
2. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. –
М., 1999 г.
3. Политическая экономия. Учебник для высших учебных заведений. Под
редакцией Медведева В.А. М.: Политиздат, 1988.
4. Курс экономической теории /под. ред. Чепурина М.Н.