Буддизм, наряду с Христианством и Исламом

Буддизм является в настоящие время одной из основных и самых распростране
нных мировых религий. Приверженцы этой религии населяют преимущественно
регионы Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии. Однако сфера влияния
Буддизма выходит за пределы указанного района земного шара: его
последователи имеются и на других континентах, хотя и в меньшем количестве.
Велико число буддистов и в нашей стране, в основном в Бурятии, Калмыкии и
Туве.

Буддизм, наряду с Христианством и Исламом, относиться к так называемым
мировым религиям, которые в отличии от национальных религий ( Иудаизм,
Индуизм и т.д.) имеют межнациональных характер. Возникновение мировых
религий — результат длительного развития политических, экономических и
культурных контактов между различными странами и народами.
Космополитический характер Буддизма, Христианства и Ислама позволил им
перешагнуть национальные границы, широко распространиться по земному шару.
Мировым религиям в большей или меньшей степени свойственна вера в единого,
всемогущего, вездесущего, всеведущего Бога, он как бы соединяет в одном
образе все те качества и свойства, которые были присущи многочисленным
богам политеизма.

Каждая из трех мировых религий складывалась в конкретной исторической
среде, в условиях определенной культурно-исторической общности народов.
Этим обстоятельством объясняются многие их характерные особенности. К ним
мы и обратимся в данном реферате, где будет подробно рассмотрен Буддизм,
его происхождение и философия.

Буддизм возник в VI в. до н. э. в Индии, где в то время шел процесс
формирования рабовладельческих государств. Отправной точкой буддизма
является легенда об индийском царевиче Сиддхартхи Гаутаме. Согласно этой
легенде Гаутама на тридцатом году жизни оставил семью, стал отшельником и
предпринял поиски путей избавления человечества от страданий. После
семилетнего отшельничества он достигает пробуждения и постигает правильный
жизненный путь. и он становиться Буддой (“пробужденный”, “достигшим
прозрения”), проповедуя свой учения на протяжении сорока лет. Центром
учения становиться четыре истины. Согласно им, существование человека
неразрывно связано со страданием. Реальный мир есть сансара — круговорот
рождений, смертей и новых рождений. Сущность этого круговорота является
страдание. Путь спасения от страданий, в выходе из “колеса” сансары, путем
достижения нирваны(“угасание”), состояния отрешенности от жизни, высшее
состояние духа человека, освобожденного от желаний и страданий. Постичь
нирвану может только праведник победивший желания.

Вероучение и обрядность раннего Буддизма изложены в Трип Итаке (“тройной
корзине”) — своде произведений, основанных на откровениях Будды. В нем в
частности описаны принципы устройства мира и вселенной, учение о душе и ее
спасение. Вселенная в буддийской догматике имеет многослойное строение.
Можно насчитать десятки небес, упоминаемых в различных канонических и
неканонических сочинениях Хинаяны и Махаяны. Всего существуют 31 сфера
бытия, расположенные друг над другом, снизу вверх по степени своей
возвышенности и одухотворенности. Они делятся на три разряда: кармолока,
рупалока и арупалока.
В кармалоку входят 11 ступеней или уровней сознания. Это низшая область
бытия. Здесь полностью действует карма. Это полностью телесная
материальная сфера бытия, лишь на высших своих уровнях начинающая
переходить в более возвышенные стадии.
Уровни с 12-го по 27-й относятся к более высокой сфере созерцания —
рупалоке. Здесь уже действительно не прямое грубое созерцание, а
воображение, но оно еще связано с телесным миром, с формами вещей.
И наконец, последний уровень — арупалока — отрешен от формы и от телесного
материального начала.

В Буддизме оно из важнейших мест занимает так называемое отрицание
единства личности. Каждая личность представлена, как скопление
“изменчивых” форм. Согласно высказываниям Будды личностью, состоит из пяти
элементов: телесности, ощущения, желания, представления и познания. Так же
велико значение учения о спасение души, обретение ею покоя, в
первоначальном Буддизме. Душа распадается, по учению Буддизма, на отдельные
элементы (сканды), но чтобы в новом рождение оказалась воплотившийся та же
личность, необходимо, чтобы сканды соединились тем образом, как они были
соединены в прежнем воплощении. Прекращение круговорота перевоплощений,
выход из сансары, окончательный и вечный покой — это важный элемент
трактовки спасения в Буддизме. Душа, в буддистском представлении, —
индивидуальное сознание, которое несет в себе весь духовный мир
человека, трансформируется в процессе личных перерождений и стремящиеся
к успокоению в нирване. При этом достижение нирваны невозможно без
подавления желаний, что достигается по средствам контроля над взглядами,
речью, поведением, над образом жизни, над усилие, внимание, и полная
сосредоточенность и решимостью.

Сумма всех поступков и помыслов во всех предыдущих перерождениях, что лишь
приблизительно можно охарактеризовать словом “судьба”, а буквально означает
закон возмездия — это сила, которая определяет конкретный вид перерождения
и называется кармой. Все поступки в жизни определяются кармой, но человек
имеет определенную свободу выбора в поступках, помыслах, действиях, что
делает возможным путь к спасению, выходу из круга превращений в
просветленное состояние. Социальная роль Буддизма определяется идеей
равенства людей в страдание и в праве на спасение. Еще при жизни человек
мог добровольно встать на праведный путь, вступив в монашескую общину
(сангхая), что означает отказ от касты, семьи, собственности, приобщение к
миру строгих правил и запретов ( 253 запрета), пять из которых обязательны
для каждого буддиста: отказ от убийства живых существ, от воровства, лжи,
алкоголя, соблюдение супружеской верности.

Буддизм обогатил религиозную практику приемом, относящимся к области
индивидуального культа. Имеется ввиду такая форма религиозного поведения,
как бхавана — углубление в самого себя, в свой внутренний мир с целью
сосредоточенного размышления об истинах веры, что получило дальнейшее
распространение в таких направлениях буддизма, как “чань” и “дзен”.
Многие исследователи считают, что этика в Буддизме занимает центральное
место и это делает его в большей степени этическим, философским учением, а
не религией. Большинство понятий в Буддизме носит расплывчатый,
многозначный характер, что делает его более гибким и хорошо адаптируемым к
местным культам и верованиям, способным к трансформации. Так последователи
Будды образовали многочисленные монашеские общины, ставшие главными очагами
распространения религии.

В I в. н. э. в Буддизме образовалось две ветви: Хинаяна (“малая повозка”) и
Махаяна (“большая повозка”). Это разделение было вызвано прежде всего
различиями в социально-политических условиях жизни в отдельных частях
Индии. Хинаяна, теснее связанная с ранним Буддизмом, признает Будду
человеком, нашедшим путь к спасению, которое считается достижимым только
через уход от мира — монашество. Махаяна исходит из возможности спасения
не только для отшельников-монахов, но и для мирян, причем упор сделан на
активную проповедническую деятельность, на вмешательство в общественную и
государственную жизнь. Махаяна, в отличии от Хинаяны, легче
приспосабливалась к распространению за пределы Индии, породив множество
толков и течений, Будда постепенно становится высшим божеством, в честь
него сооружаются храмы, совершаются культовые действия.

Важное различие между Хинаяной и Махаяной заключается в том, что Хинаяна
полностью отвергает путь к спасению для не монахов, которые добровольно
отвергли мирскую жизнь. В Махаяна важную роль культ бодистав — индивидов,
уже способных войти в нирвану, но окрадывающих достижение конечной цели из-
за того, чтобы помочь в ее достижении и другим, необязательно монахам,
заменив тем самым требование ухода от мир призывом к воздействию на него.

Ранний Буддизм отличается простотой обрядности Ее главным элементом
является: культ Будды, проповедь, почитание святых мест, связанных с
рождением, просветлением и смертью Гаутамы, поклонение ступам — культовым
сооружениям, где хранятся реликвии Буддизма. Махаяна к культу Будды
добавила почитание бодистав, тем самым усложнилась обрядность: были введены
молитвы и разного рода заклинания, стали практиковаться жертвоприношения,
возник пышный ритуал.

В VI — VII вв. н. э. начался упадок Буддизма в Индии, обусловленный упадком
рабовладельческого строя и ростом феодальной раздробленности, к XII — XIII
вв. он теряет свои прежние позиции в стране своего возникновения,
переместившись в другие районы Азии, где трансформировался с учетом местных
условий. Одной из таких разновидностей Буддизма, утвердившийся в Тибете и
Монголии, явился Ламаизм, сформировавшийся в XII-XV вв. на базе Махаяны.
Название происходит от тибетского слова лама (высший, небесных) — монах в
ламаизм. Для ламаизма характерен культ хубилганов (перерожденцев) —
воплощений Будды, живых богов, к которым причисляются главным образом
высшие ламы. Ламаизму присуще массовое распространение монашества, при
этом существенно упростился процесс общения с Богом: верующему достаточно
было прикрепить к шесту листок с молитвой, чтобы его колебал ветер, или
вложить его в специальный барабан. Если в классическом Буддизме не было
образа верховного Бога — творца, то здесь он появляется в лице Адибузды,
представляющегося первичны эвеном всех дальнейших воплощений Будды.
Ламаизм не отказался от учения о нирване, но место нирваны в ламаизме занял
рай. Если верующий будет выполнять все требования ламаистской морали, то
после страданий и лишений сансары его ждут успокоение и блаженная жизнь в
раю. Для характеристики ламаистской картины мира имеет известное значение
верование в существование неведомового идеального государства (Шамбалы),
которому предстоит сыграть когда-нибудь решающую роль в истории Вселенной и
Земли.

В многие годы своего существования Буддизм распространился в азиатском
регионе, где во многих государствах оказывает сильное влияние на
общественную и политическую жизнь. В Лаосе, Камбодже и Таиланде
руководство церковью принадлежит главам государств. В странах, где сильно
влияние Буддизма, сохраняется множество монахов: достаточно сказать, что в
Камбодже монахом является каждый двадцатый мужчина. Буддийский монастыри
выступают в качестве крупных учебных заведений, которые являются центрами
просвещения и искусства.

В нашей стране Буддизм представлен в основном в качестве Ламаизма.
Буддийской религии придерживаются многие народы, населяющие Сибирь..
Деятельность ламаистского духовенства возглавляется Центральным Духовным
Управление Буддистов, учрежденным собором 1946 г. Председатель управления
носит сан бандидо-хамболабы и находиться в Иволгинском дацане
(монастыре), расположенным невдалеке от г. Улан — Уде.

Реферат на тему “Буддизм”
Введение:
Буддизм — одна из трех мировых религий.
Основная часть:
Появление Буддизма.
Основные положения и постулаты
Отношение к земной жизни
Махаяна и Хинаяна — основные ветви Буддизма
Ламаизм.
Заключение:
Буддизм в современном мире.

Литература:
1. Кочетов А.И. Буддизм. М.,Политиздат,1970.
2. Научный атеизм М.,Политиздат,1973.

Добавить комментарий