Содержание
Введение
1.
Теоретические основы статистического изучения безработицы в России
1.1 Понятие и
виды безработицы
1.2 Причины безработицы и ее последствия
2.
Статистический анализ уровня безработицы в России
2.1 Общая
характеристика уровня безработицы в России
2.2 Анализ
уровня безработицы на основе изучения рядов динамики
2.3
Показатели уровня безработных
3. Тенденции
уровня безработицы в России
3.1
Государственная служба занятости, как метод борьбы с безработицей
Заключение
Список
литературы
Введение
В настоящее время безработица становится неотъемлемым
элементом жизни России, оказывающим существенное влияние не только на социально-экономическую,
но и на политическую ситуацию в стране, в чем и заключается актуальность
поставленной темы исследования.
Уровень безработицы является одним из ключевых показателей
для определения общего состояния экономики, уровня жизни населения, для оценки
эффективности экономической деятельности государства. При неполном использовании имеющихся
ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих
производственных возможностей.
Важнейшее
направление изучения безработицы – ее экономический аспект. Вместе с тем
безработицу нельзя рассматривать только как экономическое явление. Необходимо
учитывать ее социальные стороны (влияние на уровень жизни населения, на уровень
квалификации безработных и т.п.).
Наиболее
угрожающим фактором роста безработицы и массового высвобождения людей из
производства стало разрушение связей между отраслями и свертывание по этой
причине производства на крупных и сверхкрупных предприятиях. Разрыв
горизонтальных экономических связей, нарушение договорных обязательств по
поставкам продукции привели к снижению объемов продукции, сокращением числа
рабочих мест и работающих.
Экономически активное население не
могло удовлетворить требованиям новой экономики, которая нуждалась в активных
работниках, способных самостоятельно обучаться, активно действовать, не боясь
брать на себя ответственность. Существующее в то время негативное отношение к
малому предпринимательству препятствовало созданию новых рабочих мест, тем
самым, способствуя безработице.
В последнее десятилетие рынок труда динамично изменяется.
Высокие технологии внедряются во все большее число сфер жизнедеятельности.
Поэтому значимость высококвалифицированного труда возрастает. Конец XX века
ознаменовался бумом высшего образования, который выразился в значительном
увеличении числа выпускников школ, продолжающих обучение в ВУЗе. В то же время
в недавнем прошлом осталась социально-экономическая трансформация России,
признаками которой стала кризисная ситуация на рынке труда и утечка умов.
Цель данной работы провести статистический анализ безработицы
в России.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
— определить теоретические основы безработицы;
— дать характеристику динамики безработицы в России;
— определить перспективы безработицы в России.
1. Теоретические основы
статистического изучения безработицы в России
1.1 Понятие и виды безработицы
Безработица для всех стран мира является социальным злом.
Однако, если в странах с развитой рыночной экономикой при наличии более или
менее значительного уровня безработицы экономика и население десятилетиями
благополучно существуют, то российский рынок труда и соответствующая ему
безработица не имеют аналогов в мире в силу сравнительно низкой материальной
обеспеченности нашего населения и безработных в особенности, более высокой
социальной напряженности в обществе, способной вызвать значительные социальные
потрясения в России.
Следует отличать безработицу как экономическую категорию от
ее учетно-статистического измерения. Суть безработицы как экономической
категории состоит в том, что часть экономически активного населения страны не
может применить свою рабочую силу (способность к труду), становится
«излишним населением», лишенным возможности на различный по
продолжительности срок трудиться, получать трудовой доход и подвергающимся
угрозе потери квалификации, профессии, социального статуса, снижения жизненного
уровня. Учетно-статистическое измерение безработицы несет в себе элемент
условности в зависимости от критериев отнесения тех или иных лиц к разряду
безработных и базы, с которой сопоставляется их численность (трудоспособное
население, занятое население, экономически активное население и т.д.). В
настоящее время показатель, характеризующий уровень безработицы, рассчитывается
как отношение числа безработных к численности экономически активного населения,
т. е. ко всей численности занятых и незанятых, включая безработных лиц. [1]
С безработицей Россия вплотную соприкоснулась начиная с 1992 г., когда после принятия в 1991 г. Закона РФ о занятости населения службы занятости стали
официально присваивать статус безработных людям, ищущим работу.
«Безработица нарушает одно из основополагающих прав человека
— право на труд» отмечает Декларация прав человека. В Законе РФ «О
занятости населения« (ст.5 гл.1) записано: »Государство обеспечивает
проведение политики содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную
и свободно избранную занятость».
В России получение статуса безработного имеет более жесткий
характер, чем в международных документах. В ст. 3 гл.1 указано, что статус
безработного присваивается трудоспособным гражданам, которые не имеют работы и
заработка, зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы
и готовы приступить к ней.
Согласно Конвенции МОТ № 168 от 1988 г. «О содействии занятости и защите от безработицы» полную безработицу понимают
«как потерю заработков по причине невозможности получить подходящую работу
в отношении лица, способного трудиться, готового трудиться и действительно
ищущего работу.
Таким образом, если состояние безработицы в России базируется
на пяти критериях, то в Конвенции МОТ только на трех, связанных в основном с
деятельностью человека за конкретный период времени и не зависящих от правовых
норм, обусловленных регистрацией безработного в службе занятости и выплатой
пособия по безработице, как это практикуется в России.
На практике эти критерии в различных странах также отличаются
от рекомендаций МОТ. В соответствии, законодательством ФРГ статус безработного
могут получить лица, лишившиеся работы и проработавшие до этого не менее 150
дней. В Японии человек считается безработным, если он предпринял хотя бы одну попытку
трудоустроиться в течение последней недели. В США безработному засчитывается
хотя бы одна попытка найти работу в течение месяца. Критерий, принятый в США,
увеличивает число безработных по сравнению с критерием, принятым в Японии.
Согласно стандартам международной организации труда (МОТ), к
безработным относятся лица в возрасте 16 лет и старше, которые в данный период:
o
не имели работы
(либо занятия, приносящего доход),
o
занимались
поиском работы (самостоятельно или с помощью служб занятости),
o
готовы приступить
к работе в течение ближайшего времени.[11]
В состав безработных включают также граждан, которые
обучаются по направлению служб занятости. К категории безработных могут быть
отнесены учащиеся, студенты, инвалиды и пенсионеры, если для этих групп
выполняются два последних из трех основных критериев, т.е. они занимаются
поиском работы и готовы приступить к ней в ближайший период времени.
Численность безработных определяется на основе сплошного исследования (перепись
населения), выборочного, а также по числу лиц, зарегистрированных
государственными службами занятости, которые получают формальный статус
безработного.
В статистической практике большое значение уделяется
выборочному обследованию (в форме анкетирования) рабочей силы, которое способно
охватить практически все категории населения (занятых, безработных,
экономически неактивных), кроме вооруженных сил, бездомных и т.д.
Эти исследования дают возможность определить прежде всего
общую численность безработных, тем более что численность официально
зарегистрированных в службах занятости существенно отличается от общей
численности безработных, особенно в России. Это связано с тем, что по тем или
иным причинам не все, потерявшие работу и занимающиеся ее поиском,
регистрируются в службе занятости. Численность официально незарегистрированных
может составлять 50% и выше.
Общее количество безработных и официально зарегистрированных
учитывается при расчете уровня безработицы, когда рассчитываются два основных
коэффициента: общий коэффициент безработицы Коб и коэффициент
официально зарегистрированной безработицы Кофб .
Общий коэффициент безработицы (общий
уровень безработицы) рассчитывается как отношение общего числа безработных Боб
к численности экономически активного населения Тэа :
(1.1)
Коэффициент официально зарегистрированной безработицы
(уровень официально зарегистрированной безработицы) рассчитывается как
отношение официально зарегистрированных безработных к численности экономически
активного населения:
(1.2)
Уровень безработицы рассматривается во многих странах как
один из важнейших социальных индикаторов развития экономики.
Статистическая информация, классифицируемая по видам
безработицы, дает возможность проанализировать общее состояние занятости на
рынке труда, а также обеспечивает статистической информацией соответствующие
государственные службы о причинах невостребованности рабочей силы, о масштабах
и тенденциях безработицы, вызванной структурными и циклическими факторами, что,
в свою очередь важно для своевременного профессионального переобучения рабочей
силы.
Различают несколько видов безработицы:
1. По времени (продолжительности): кратковременную (до 6
месяцев); длительную (хроническую) (от 6 до 18 месяцев); застойную (свыше 18
месяцев), сопряженную с разрушением навыков к труду, а нередко с распадом
социально-психологических основ личности.
2. По причинам:
Фрикционная безработица (текучая), связанная с краткосрочным периодом,
необходимым для поисков новой работы в связи с получением образования,
переменой места жительства и т.д. Безработицу этого вида в условиях рыночной
экономики можно уменьшить, но свести на нет нельзя.
Фрикционная безработица безработица, связанная с
краткосрочным периодом, необходимым для поисков новой работы, в связи с
получение образования, выходом из декретного отпуска, переездом. С ростом
благосостояния фрикционная безработица может возрастать, а сокращение ее
возможно по мере улучшения методов сбора информации о рабочих местах, что, тем
не менее, требует увеличения издержек.
Экономисты используют термин фрикционная безработица (она
связана с поисками или ожиданием работы) в отношении работников, которые ищут
работу или ждут получения работы в ближайшем будущем.
По существу фрикционная безработица является добровольной, а
возникающая при этом временная не занятость гражданина не носит принудительного
характера. В промышленно развитых странах фрикционной безработицей охвачено
2-3% экономически активного населения.
Разница между фрикционной и структурной безработицей весьма
неопределенна. Существенное различие состоит в том, что у «фрикционных»
безработных есть навыки, которые они могут продать, а «структурные» безработные
не могут сразу получить работу без переподготовки, дополнительного обучения, а
то и перемены места жительства; фрикционная безработица носит более
краткосрочный характер, а структурная безработица более долговременная и
поэтому считается более серьезной.
Совокупность структурной и фрикционной безработицы
определяет, по мнению большинства экономистов, уровень естественной
безработицы. Фрикционная безработица есть результат динамичности рынка труда, а
структурная возникает из-за территориального или профессионального
несоответствия спроса и предложения на рынке труда. Таким образом, уровень
естественной безработицы есть тот общественно минимальный уровень, ниже
которого невозможно опуститься и который соответствует понятию полной
занятости. При этом полная занятость понимается не как поголовная, а как
занятость, не исключающая определенный естественный уровень безработицы. [2]
Добровольная безработица, возникающая в результате увольнения работников по собственному желанию.
Чем меньше работников шансов найти новую работу с лучшими условиями найма, тем
реже он увольняется, тем меньше размеры добровольной безработицы.
Вынужденная безработица возникает при таком состоянии рынка, когда предложение
труда превышает спрос на него. Вынужденная безработица особенно возрастает во
время спада производства, когда работодатели (предприниматели) вынуждены
сокращать размеры производства из-за неблагоприятной деловой конъюнктуры.
Структурная безработица возникает обычно на базе научно-технических сдвигов, в
результате которых рабочая сила по своим профессионально квалификационным
характеристикам перестает соответствовать требованиям экономики и поэтому не
может использоваться. Частный пример такой ситуации конверсия военной экономики,
перепрофилирование предприятий на выпуск гражданской продукции и обусловленные
этим изменения в структуре кадров.
С течением времени в структуре потребительского спроса и в
технологии происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру
общего спроса на рабочую силу. Из-за таких изменений спрос на некоторые виды
профессий уменьшается или вовсе прекращается. Спрос на другие профессии,
включая новые, ранее не существовавшие, увеличивается. Возникает безработица,
потому что рабочая сила реагирует медленно и ее структура полностью не отвечает
новой структуре рабочих мест. В результате оказывается, что у некоторых рабочих
нет таких навыков, которые можно быстро продать; их навыки и опыт устарели и
стали ненужными из-за изменений в технологии и характере потребительского
спроса.
Структурная безработица безработица, связанная с периодом
поиска работы теми работниками, чья специальность или квалификация не позволяют
им найти необходимую работу. Структурная безработица связана, таким образом, с
несоответствием спроса и предложения на рабочую силу. Такое несоответствие
может существовать не только в вилах работ, но и между регионами страны.
Структурная безработица связана с изменениями в технологиях,
а также с тем, что рынок товаров и услуг постоянно изменяется: появляются новые
товары, которые вытесняют старые, не пользующиеся спросом. В этой связи
предприятия пересматривают структуру своих ресурсов и, в частности, ресурсов
труда. Как правило, внедрение новых технологий приводит либо к увольнению части
рабочей силы, либо к переобучению персонала.
Технологическая безработица — разновидность структурной
безработицы, обусловленная несоответствием спроса на рабочую силу и ее
предложением по профессионально квалификационному составу в результате
изменений в технике и технологии.
Скрытая безработица — это концентрация излишней рабочей силы на производстве,
которая не участвует в производстве материальных благ и не учитывается
статистикой. К скрытым безработным относятся работники, занятые на производстве,
но в действительности являющиеся «лишними».
Циклическая безработица — постоянно меняющийся по масштабам, продолжительности и составу незанятых
вид безработицы, связанный с циклом деловой конъюнктуры. Масштабы и
продолжительность циклической безработицы достигают пика при спаде (кризисе)
экономики и минимума при подъеме экономики.
Циклическая безработица связана с недостаточным совокупным
спросом на товары и услуги, который вызывает рост безработицы в тех отраслях,
где эти товары производятся.
Сезонная безработица связана с сезонным характером наемного труда, чаще в
сельскохозяйственном производстве, рыболовстве, строительстве и других
отраслях. Еще один из видов безработицы сезонная безработица, которая
порождается временным характером выполнения тех или иных видов деятельности и
функционирования отраслей хозяйства.
Одной из разновидностей безработицы является частичная
безработица, которая возникает в результате снижения спроса на продукцию
предприятия. В этом случае возможны два варианта поведения предпринимателя:
либо он сохраняет возможность трудиться для части персонала полное рабочее
время, а другую часть увольняет, либо без увольнения дает возможность работать
всем неполное рабочее время, что и ведет к возникновению частичной занятости.
Институциональная безработица — порожденная правовыми нормами,
устройством рынка труда. Например, чрезмерные социальные выплаты вызывают
снижение предложения труда, способствуют увеличению уровня безработицы. [8]
По социально-демографическим группам населения. Специфика
этих групп населения предопределяет и особенности соответствующих
разновидностей безработицы. В этом смысле можно говорить о молодежной
безработице, женской безработице и т.д.
В соответствии с методикой Федеральной службы занятости
России, подготовленной с учетом международных норм, показатель уровня
безработицы определяется как отношение официально зарегистрированных в
государственной службе занятости безработных к численности экономически
активного населения, выраженное в %. Числитель при этом определяется службой
занятости за определенный период (месяц, квартал, полугодие и год), знаменатель
является показателем, который представляют органы Государственного комитета по
статистике России.
1.2 Причины
безработицы и ее последствия
В рыночной экономике безработица выступает как результат
взаимодействия между спросом на рабочую силу и ее предложением. В странах с
развитой рыночной экономикой безработица может стать, как правило, следствием
роста эффективности производства и его структурной перестройки в результате
научно-технического прогресса, сокращения производства какого-либо товара по
причине его неконкурентоспособности, что ведет к сокращению занятости
населения. Российская же безработица принципиально отличается по своим
предпосылкам от аналогичных явлений в странах Запада.
Специфика безработицы в России и ее причины обусловлены
факторами, формирующими рыночные отношения в сфере занятости.
Основным фактором, способствующим возникновению и росту
безработицы в стране, явилось высвобождение рабочей силы на фоне
общероссийского спада производства, обусловленного кризисом
социально-экономической и политической системы общества, что привело к распаду
хозяйственных связей, закрытию предприятий, значительным сокращениям централизованных
инвестиций. Анализ процессов высвобождения в переходный период показал, что
падение объемов производства и рост уровня безработицы взаимосвязаны крайне
слабо. Специфика российской безработицы определяется также тем, что в отличие
от стран с развитой рыночной экономикой с их перепроизводством товаров и
ограниченностью рынка в России нет непреодолимых препятствий к созданию новых
рабочих мест для безработных, так как емкость российского рынка для
производства товаров и услуг далека от исчерпания.
Кроме того, соотношение спроса и предложения товаров и услуг,
а также их объемы в развитых странах полностью удовлетворяют платежеспособный
спрос населения, а также весьма близки к рациональным нормам потребления на
душу населения. К тому же уровень оплаты труда в этих странах определяется
стоимостью рабочей силы, что полностью обеспечивает покупательную способность
населения. Как известно, в России уровень оплаты труда (цена рабочей силы) в
несколько раз ниже ее стоимости, что не обеспечивает покупательной способности
населения.
2. Статистический анализ уровня
безработицы в России
2.1 Общая характеристика уровня
безработицы в России
В 90-е годы безработица в России носила массовый характер.
Самый высокий уровень безработицы в нашей стране был зафиксирован в 1995-2000
гг. – до 7 млн. чел. имели официальный статус безработных. В период с 2002 по
2007 год уровень безработицы в РФ ежегодно снижался. А в 2007 году была
достигнута минимальная отметка – 4,2 млн. чел.
Мировой финансовый кризис вызвал производственный спад во
многих экономических отраслях. В октябре 2008 года по России пошла волна
сокращений. Самыми слабыми звеньями оказались строительство, металлургия,
автопром, а также кредитные и банковские учреждения.
По оперативным данным Федеральной службы государственной
статистики, безработица в РФ в ноябре 2008 года увеличилась по сравнению с III
кварталом 2008 г. на 8 %. Службой занятости было поставлено на учет по безработице
1,5 млн. чел. В то время как, по результатам опросов, проводимых ГОССТАТом,
безработными на конец ноября себя считали 5 млн. чел., что составляет 6,6 %
всего трудоспособного населения.
При этом нельзя забывать о категории так называемой латентной
безработицы. Дело в том, что официальная статистика учитывает только тех
безработных, которые обратились в службу занятости, а также тех, кто во время
опроса признался в потере работы. Однако никак не учитываются те граждане,
которые работали без официального оформления по ТК и потеряли источник дохода в
связи с кризисными трудностями работодателя. Специфика занятости в России
такова, что уровень латентной безработицы вполне может быть соизмерим с
официальными данными.
В конце апреля 2009 года Росстат опубликовал данные по общему
числу безработных россиян в первом квартале 2009 года, которое высчитывается по
методологии Международной организации труда (МОТ). Число безработных в России в
первом квартале 2009 года составило 7,1 миллиона человек, что на треть больше,
чем в январе-марте 2008 года.[6]
Озвученная Росстатом цифра выглядит пугающе. В январе в РФ
общая безработица в стране составляла 6,1 миллиона человек, а в феврале 6,4
миллиона человек. Если исходить из общего квартального показателя в 7,1
миллиона человек, то можно предположить, что в марте эта цифра выросла до 8,8
миллиона человек. Однако здесь как раз тот случай, когда дьявол скрывается в
деталях.
Все дело в методике подсчета безработных, которую применяет
Росстат. Месячные данные по вопросам безработицы статистики добывают расчетным
путем, основываясь на замерах, которые проводятся раз в квартал. Эти данные
впоследствии уточняют, получив результаты нового квартального обследования.
Таким образом, ежемесячные цифры Росстата по общему числу безработных можно
лишь с большой натяжкой считать точными.
Видимо, поэтому в марте Росстат неожиданно решил отказаться
от ежемесячной публикации данных по общей безработице. Теперь цифры, которые
расходятся с официальными прогнозами правительства, будут публиковаться
ежеквартально.
Впрочем, регистрируемая безработица не всегда является
отражением спада в экономике. К примеру, предыдущий пик регистрируемой
безработицы в 2,25 миллиона человек был зафиксирован в феврале 2005 года, когда
рецессией в мировой экономике даже и не пахло.
Поэтому сейчас важно даже не то, насколько успешно
правительство сдерживает рост безработицы, а то, насколько оно стимулирует
восстановление занятости в экономике. Особенных успехов в этом пока заметно не
было. До настоящего момента все предлагаемые государством меры по большей части
направлены на создание рабочих мест для низкоквалифицированного персонала, либо
«удержание» рабочих мест на предприятиях административными мерами.
Все это чревато снижением конкурентоспобности реального сектора российской
экономики, а также, что самое плохое, более долгим выходом из рецессии и
консервацией неэффективного рынка труда.
Численность экономически активного населения в
возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в апреле 2010г. составила 75,0
млн.человек, или около 53% от общей численности населения страны.
В численности экономически активного населения 68,9 млн.человек
классифицировались как занятые экономической деятельностью и 6,1 млн.человек
как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или
доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую
неделю).
По сравнению с мартом 2010г. численность занятого населения
увеличилась на 623 тыс.человек, или на 0,9%, численность безработных
сократилась на 278 тыс.человек, или на 4,3%.
Рис. 1
[14]
Уровень безработицы, исчисленный как отношение численности безработных к
численности экономически активного населения, в апреле 2010г. составил 8,2% и
был на 0,3 процентного пункта ниже, чем в мае 2009, и на 0,2 процентного пункта
ниже, чем в феврале 2010 года.
Численность безработных и уровень безработицы в апреле 2010
года, были в среднем на треть ниже, чем в мае 1999 года.
Рис.2
[14]
Уровень занятости населения (отношение численности занятого
населения к общей численности населения соответствующего возраста) в апреле
2010г. составил 61,8%.
Уровень занятости населения в возрасте 15-72 лет (отношение
численности занятого населения к общей численности населения соответствующего
возраста) в апреле 2010г. составил 61,8% против 63,3% в августе 2009г. и 60,8%
в январе 2010г.
Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с
критериями МОТ, в 2,9 раза превышает численность безработных,
зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В
конце апреля 2010г. в государственных учреждениях службы занятости населения
было зарегистрировано в качестве безработных 2152 тыс.человек.
Рис.3
Одна из причин таких отклонений это методологические
различия в части охвата категорий населения.
Безработными в учреждениях службы занятости населения не
могут быть признаны лица, не достигшие 16-летнего возраста, проходящие очный
курс обучения в образовательных учреждениях, пенсионеры по возрасту, выслуге
лет или на льготных условиях. При проведении обследования населения по
проблемам занятости эти категории населения могут быть классифицированы как
безработные, если в обследуемый период не имели работы, занимались поиском
работы и были готовы приступить к ней, т.е. отвечали критериям для отнесения их
к безработным по методологии МОТ.
В апреле 2010г. в составе общей численности безработных,
классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, 11% (0,6 млн.человек)
составляли граждане, которые не могут быть признаны безработными в органах
службы занятости населения. Среди них 42,2% составляли лица проходящие очный
курс обучения в образовательных учреждениях (включая лиц моложе 16 лет), и
57,8% пенсионеры по возрасту, за выслугу лет или на льготных условиях.
Безработица по полу и месту проживания. Среди безработных по методологии МОТ
доля женщин в апреле 2010г. составила 45,6%, доля городских жителей среди
безработных 65,1%.
Безработица городского и сельского населения характеризуется
превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем
безработицы среди городских жителей. В апреле 2010г. это превышение составляло
1,6 раза.
Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных в апреле
2010г. составил 35,5 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных
25,2%, в том числе в возрасте 15-19 лет 4,9%, 20-24 года 20,4%. Высокий
уровень безработицы отмечается в возрастной группе 15-19 лет (29,4%) и 20-24
года (16,0%). По сравнению с мартом 2010г. уровень безработицы среди молодежи в
возрасте 15-19 лет снизился на 7,6 процентного пункта.
Рис.4
В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень
безработицы в апреле 2010г. составил 17,5% (в марте 2010г. 19,8%), в том
числе среди городского населения 16,3%, среди сельского населения 20,3%.
Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по
возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого
населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,5 раза, в том числе среди
городского населения 2,8 раза, сельского населения 2,0 раза.[14]
Продолжительность поиска работы. Среди безработных 28,2% составляют
лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не
превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 29,1% безработных
(застойная безработица).
Среди сельских жителей доля застойной безработицы существенно
выше, чем среди городских, и в апреле 2010г. составила, соответственно, 32,6% и
27,3%.
Наличие опыта работы. В численности безработных 22,1% составляют лица, не имеющие
опыта трудовой деятельности. В апреле 2010г. их численность составила 1,4
млн.человек. Данная группа безработных формируется преимущественно из числа
молодежи (по 17% за счет молодежи до 20 лет и 25-29 лет, 51% от 20 до 24
лет).
В апреле 2010г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее
место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников,
ликвидацией организации или собственного дела, составила 28,0%, а доля лиц,
оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию
23,6%.
Безработица по федеральным округам. Самый низкий уровень безработицы,
соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе,
самый высокий в Северо-Кавказском федеральном округе.
Рис.5
[14].
2.2 Анализ уровня безработицы на
основе изучения рядов динамики
Прежде всего, на основе статистических данных построим ряд
динамики.
Таблица 1. Численность безработных
Численность безработных[14] | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Млн. чел. | 5,2 | 5,0 | 4,2 | 5,3 | 6,1 |
Определим основные показатели рядов динамики и оформим их в
таблицу 2.
Темп роста определяется отношением базисного уровня к
отчетному, умноженного на 100%
Цепной метод заключается в том, что за базис берется
предыдущий показатель к отчетному, а базисный метод заключается в том, что за
базисный во всех случаях берется первый базисный показатель, т.е. в нашем
случае это 2005 год.
Абсолютный прирост Обобщенная характеристика временного
ряда. Показывает, насколько быстро изменяется конечный уровень ряда
относительно первоначального.
Если разделить абсолютный прирост (цепной) на темп прироста
(цепной) за соответствующий период, получим показатель, называемый абсолютное
значение одного процента прироста:
[12]
Темпы роста.
Базисный метод. Цепной метод.
2006г.
5,0/5,2*100%=96,15% 5,0/5,2*100%=96,15%
2007г.
4,2/5,2*100%=80,76% 4,2/5,0*100%=84%
2008г.
5,3/5,2*100%=101,9% 5,3/4,2*100%=126,1%
2009г.
6,1/5,2*100%=117,3% 6,2/5,3*100%=116,9%
Абсолютный прирост.
Базисный метод. Цепной метод.
2006г.
5,0-5,2= 0,2 млн.чел. 5,0-5,2= 0,2 млн.чел.
2007г.
4,2-5,2= 1 млн.чел. 4,2-5,0= 0,8 млн.чел.
2008г.
5,3-5,2=0,1 млн.чел. 5,3-4,2=1,1 млн.чел.
2009г.
6,2-5,2=1 млн.чел. 6,2-5,3=0,9 млн.чел.
Темпы прироста.
Базисный метод. Цепной метод.
2006г.
96,15-100= 3,85% 96,15-100= 3,85%
2007г.
80,76-100= 19,24% 84-100= 16%
2008г.
101,9-100=1,9% 126,1-100=26,1%
2009г.
117,3-100=17,3% 116,9-100=16,9%
Абсолютный прирост 1%.
2006г.
0,2/ 3,85=0,05194 млн.чел.
2007г.
0,8/ 16=0,05 млн.чел.
2008г.
1,1/26,1=0,0421 млн.чел.
2009г.
0,9/16,9=0,05325 млн.чел.
Таблица 2. Основные показатели рядов динамики.
Показатели | 2005г. | 2006г. | 2007г. | 2008г. | 2009г. | ||||
Численность безработных млн.чел. |
5,2 | 5,0 | 4,2 | 5,3 | 6,2 | ||||
Темпы роста % | |||||||||
Базисный | 96,15 | 80,76 | 101,9 | 117,3 | |||||
Цепной | 96,15 | 84 | 126,1 | 116,9 | |||||
Абсолютный прирост млн.чел | |||||||||
Базисный | 0,2 | 1 | 0,1 | 1 | |||||
Цепной | 0,2 | 0,8 | 1,1 | 0,9 | |||||
Темпы прироста % | |||||||||
Базисный | 3,85 | 19,24 | 1,9 | 17,3 | |||||
Цепной | 3,85 | 16 | 26,1 | 16,9 | |||||
Абсолютное значение одного % прироста млн.чел |
|||||||||
Базисный | 0,05194 | 0,05 | 0,0421 | 0,05325 |
Темп роста при цепном и базисном методе несколько отличается.
Но по всем показателям видно, что безработица до 2008 года снижается, а с 2008
(с началом мирового финансового кризиса) растет. Наибольшее снижение
наблюдается в 2007 г., но к 2008 г. все основные показатели рядов динамики
значительно увеличились, и их рост не останавливается и в 2009г.
При определении среднего темпа роста по абсолютным уровням
ряда используется формула
Где yn
–конечный уровень ряда, y0-
базисный уровень ряда, m – число субпериодов
в изучаемом ряду динамики.
=1,005
Среднегодовой абсолютный прирост можно определить по
абсолютным уровням ряда динамики
Таким образом, в среднем количество безработных увеличивается
на 0,25 млн.чел., что в среднем составляет 0,5% (1,005*100-100).[12]
Таблица 3. Выявим тенденцию изменения уровня безработицы.
Период | Уровень безработицы, млн.чел. |
Скользящие средние |
2005 | 5,2 | |
2006 | 5,0 | (5,2+5,0+4,2)/3=4,8 |
2007 | 4,2 | (5,0+4,2+5,3)/3=4,83 |
2008 | 5,3 | (4,2+5,3+6,2)/3=5,23 |
2009 | 6,2 |
Наблюдается тенденция повышения уровня безработных.
2.3 Показатели уровня безработных
Определим основные коэффициенты, которые характеризуют
уровень безработицы в стране.[14]
Таблица 4. Исходные данные для определения уровня
безработицы.
Года | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Количество безработных, млн.чел. |
5,2 | 5,0 | 4,2 | 5,3 | 6,2 |
Экономически активное население, млн.чел. |
73,8 | 74,2 | 75 | 75,9 | 75,5 |
Официально зарегистрированные безработные, млн.чел. |
1,83 | 1,74 | 1,55 | 1,5 | 2,1 |
Общий коэффициент безработицы.
2005 г. 7% (5,2/73,8*100)
2006 г. 6.7% (5,0/74,2*100)
2007 г. 5,6% (4,2/75*100)
2008 г. 6,9% (5,3/75,9*100)
2009 г. 8,2% (6,2/75,5*100)
Коэффициент официально зарегистрированной безработицы.
2005 г. 2,5% (1,83/73,8*100)
2006 г. 2,3% (1,74/74,2*100)
2007 г. 2% (1,55/75*100)
2008 г. 1,9% (1,5/75,9*100)
2009 г. 2,7% (2,1/75,5*100).
Таблица 5. Динамика уровня безработицы.
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | Темп роста (2009/2005*100) | |
Общий коэффициент безработицы |
7 | 6,7 | 5,6 | 6,9 | 8,2 | 117,1 |
Коэффициент официально зарегистрированной безработицы |
2,5 | 2,3 | 2 | 1,9 | 2,7 | 108 |
Таким образом, количество безработных по отношению к
экономически активному населению увеличивается, что является отрицательной
тенденцией. Наибольшее увеличение произошло в 2009 г. в разрезе всех
безработных, в разрезе официально зарегистрированных, наибольшее увеличение
произошло тоже в 2009году.
3. Тенденции уровня безработицы в
России
3.1 Государственная служба занятости,
как метод борьбы с безработицей
Государственная политика занятости населения представляет
собой систему мер государственного прямого и косвенного воздействия на трудовую
сферу (рынок труда) для достижения поставленных целей. Цели политики занятости
отражают такое состояние рынка труда, которого необходимо достичь, решая
стоящие в настоящее время проблемы. Для решения этих проблем органы занятости
разрабатывают программы содействия занятости населения.
Программы содействия занятости населения нацелены на защиту граждан от
безработицы и охватывают прежде всего две группы населения работающих, но
находящихся под угрозой увольнения граждан, и безработных граждан,
зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения.
Программа включает совокупность взаимосвязанных долго- и краткосрочных мер,
цель реализации которых достижение эффективной, оптимальной занятости
трудоспособного населения в регионе или в национальных масштабах в сочетании с
необходимой социальной поддержкой безработных и смягчением отрицательных
последствий долговременной безработицы.
В современных условиях отсутствие стратегии занятости равнозначно
хаотичности работы органов занятости и низкой эффективности проводимых
мероприятий. Принятие стратегии первый этап по разработке и исполнению
программ действий службы занятости.
При разработке стратегии в программах занятости необходимо
учитывать следующее:
1) стратегия означает действие;
2) в период подготовки программы должны производиться
какие-то необходимые в данный момент действия (приниматься решения по вопросам
занятости);
3) необходимо адаптировать уже существующие программы, чтобы
они соответствовали вновь избранной стратегии.
4) стратегия должна регулярно пересматриваться.[7]
Основные компоненты программ занятости:
• анализ проблем, сосредоточен на выявлении сильных и слабых
сторон местной экономики и проблем занятости, с которыми сталкивается данная
область. Для этого необходимы сбор данных и их идентификация;
• аудит, направлен на оценку эффективности существующих
мероприятий, роли местных организаций, менеджмента организаций, отвечающих за
реализацию плана регионального развития и взаимодействия всех участников этого
процесса;
• анализ ресурсов, позволяет учесть, как использовались
ресурсы, определить ресурсы, которые будут необходимы для дальнейшей
деятельности, и источники их привлечения;
• формулировка целей, четко определяются цели реализации
избранной в программе стратегии. Она должна соотноситься с проблемами и
возможностями данной области;
• план действий, определяется последовательность действий,
которые должны быть предприняты для осуществления стратегических целей;
• система мониторинга и оценки, определяется эффективность
отдельных мероприятий и подтверждается общая целесообразность принятой
программы.
В долгосрочной перспективе основная цель состоит в сведении
безработицы к социально и экономически обусловленному естественному уровню.
Стабилизация ситуации в сфере занятости требует пересмотра
подходов к регулированию занятости в общегосударственном масштабе. Эффективная
перспективная стратегия содействия занятости населения может быть реализована
только в том случае, если стабилизация занятости будет включена в состав
наивысших приоритетов хозяйственной политики наравне с финансовой стабилизацией
и стабилизацией уровня производства.
Реализация подхода к занятости как к одному из важнейших
государственных социально-экономических приоритетов требует:
• введения целевых показателей уровня занятости (безработицы)
в официальные прогнозы, бюджетные проектировки и программы действий
Правительства РФ наравне с присутствующими в настоящее время в указанных
документах показателями уровней инфляции, производства и другими, которые
рассматриваются сейчас как приоритетные;
• формирования общегосударственной системы регулирования
занятости, главными субъектами которой были бы в целом Правительство РФ,
Министерства экономики, финансов РФ, Госкомимущество, Центральный Банк России и
другие высшие хозяйственные структуры; освобождения Государственной службы
занятости от обязанностей поддержания рабочих мест и выполнения других
непрофильных функций с концентрацией усилий этих органов на работе с зарегистрированными
незанятыми и безработными;
• соответствующей перестройки законодательства, включая
нормативные акты о труде и занятости.
Концепция политики занятости в переходной экономике требует
соблюдения следующих принципов:
• приоритетности активных мер содействия занятости, прежде
всего направленных на сохранение и создание новых рабочих мест, переподготовку
кадров, профессиональную ориентацию с целью расширения возможностей
трудоустройства;
• предпочтительного поддержания тех направлений спроса на рабочую
силу, которые требуют наименьших затрат и дают быстрый результат в сфере
занятости; сохранения отдельных элементов гарантированной занятости, в первую
очередь на государственных предприятиях и в процессе банкротства предприятий;
• максимальной адаптации политики к потребностям конкретных
региональных, отраслевых и социально-демографических групп населения и
работников при особом внимании к женщинам, молодежи, пенсионерам и другим
социальным группам с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда;
• приоритетности мер по поддержанию профессионально
квалификационного потенциала общества, в том числе путем сохранения
квалифицированного ядра трудовых коллективов на предприятиях, в организациях,
учреждениях;
• первоочередной ориентации мер поддержки занятости на
«проблемные» (кризисные) регионы с повышенным уровнем безработицы;
• оказания эффективной социальной поддержки безработным,
чтобы не допустить расширения бедности, воспрепятствовать процессам
десоциализации (люмпенизации) данной категории населения, и в конечном счете
профилактики социальных конфликтов.
Политика занятости в регионах, осуществляемая на федеральном
уровне, должна включать следующие направления:
• разработку и применение методов региональной дифференциации
общегосударственных мер социально-экономической политики;
• совершенствование системы критериев отнесения регионов к
категории «проблемных» (кризисных) территорий:
• создание и утверждение федерального реестра проблемных
территорий уровня республик, краев, областей, а также административных районов,
городов, других административно-территориальных единиц;
• разработку законодательства и создание институциональных
структур руководства критических регионов.
Политика занятости в регионах, осуществляемая самими
региональными органами власти, в основном нацелена на решение задач, названных
выше при перечислении целей политики занятости на региональном уровне.
Результирующие показатели эффективности государственной
политики занятости должны рассматриваться в тесной увязке с реально влияющими
на них политиками и затратами. Государственная служба занятости и ФЗН лишь в
незначительной степени могут повлиять на указанные показатели. В то же время
совокупность мероприятий, которые были названы выше политикой Государственной
службы занятости на рынке труда, может повлиять на некоторые структурные и
динамические характеристики регистрируемой безработицы.
В рамках борьбы с повышением уровня безработицы Правительство
России разработало специальные меры. В Государственную Думу РФ уже был внесен
законопроект, в котором предлагается увеличить пособие по безработице. Сейчас в
соответствии с нормами законопроекта пособие по безработице получают граждане,
уволившиеся не только по сокращению, но и по собственному желанию. Само
повышение пособия по безработице существенно. Ранее безработный мог получить
лишь 1275 рублей в течение 6 месяцев. При вступлении в силу нового закона люди,
оставшиеся без работы, будут получать целый год пособие в размере 75 % от
заработка, однако не превышающее 4900 рублей. Официальная цена государственной
поддержки рынка труда составит ориентировочно 10-50 млрд. руб. [6]
Заключение
Проведение данного исследования по вопросу безработицы
позволило прийти к следующим выводам:
Безработица представляет собой сложное
социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного
населения не занята в общественном производстве товаров и услуг и не может
реализовать свои способности при помощи рынка труда.
Безработица является естественным сопровождением
экономического развития в условиях конкуренции. Наличие различных видов
безработицы требует минимизации в первую очередь, циклической, сезонной и
структурной безработицы для поддержания полной занятости населения и достижения
высокого уровня экономического развития.
Несмотря на разные причины возникновения, безработица
является естественным сопровождением экономического развития в условиях
конкуренции. Наличие безработицы является неизбежным, и, более того,
необходимым для эффективного развития экономики государства. Безработица влечет
за собой ряд положительных и негативных последствий, выступая и как фактор
повышения эффективности труда, и, как фактор снижения уровня жизни населения. Показатель
безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего
состояния экономики, уровня жизни населения, а также для оценки эффективности
экономической деятельности государства. При неполном использовании имеющихся
ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих
производственных возможностей.
Официальное
признание безработицы в России произошло в 1991 г., с этого времени началась регистрация безработного населения. Динамика безработицы в России,
начиная с 1991 года по 2007 год, показывает постепенное снижение ее уровня, что
достигалось благодаря государственной политике в области социального
регулирования, в сфере занятости, макроэкономической политике.
Мировой финансовый кризис вызвал производственный спад во
многих экономических отраслях. В октябре 2008 года по России пошла волна
сокращений. Самыми слабыми звеньями оказались строительство, металлургия,
автопром, а также кредитные и банковские учреждения.
В целях снижения
безработицы государство располагает различными методами, связанными с разработкой
способов переподготовки безработного населения, социальной поддержкой
безработных, содействием в создании дополнительных рабочих мест и т.д.
Предлагаемыми
способами снижения уровня безработицы в России выступают: повышение доверия к
службам занятости, более равномерное географическое распределение трудовых
ресурсов, реализация программ поддержки молодых квалифицированных специалистов,
развитие самозанятости населения, государственное содействие открытию новых
предприятий и предоставление рабочих мест, информационная помощь безработным,
содействие трудоустройству безработных с помощью бирж труда, содействие
переподготовке безработного населения с помощью методов (частично или полностью
за государственный счет).
Одним из способов
снижения уровня безработицы является взаимодействие безработного населения с
Государственной служба занятости, которая представляет структуру специальных
государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов
занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу,
содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их
профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным.
При анализе
безработицы в РФ можно выявить следующие негативные тенденции:
— Безработица ведет к неполному
использованию экономического потенциала общества. Незанятая рабочая сила не
участвует в росте национального богатства, поэтому в стране возникают потери от
неполного использования производственных возможностей.
— При продолжительной безработице
теряется квалификация высвободившихся работников. Особенно ощутимы
социально-экономические потери в связи с массовыми увольнениями и вынужденными
переходами на малоквалифицированную работу специалистов и научных работников.
Даже при последующем включении в производительный процесс, работник выходит на
нормальную, устойчивую высоту производительности труда, примерно за полугодовой
срок.
Проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной
экономике, и не решив его невозможно наладить эффективную деятельность
экономики. Особенно остро проблема безработицы стоит сейчас перед Россией, что
не удивительно, т.к. экономика России сейчас находится в глубоком кризисе.
Огромный экономический спад, развалив промышленность, не мог не затронуть рынок
труда.
Не менее тяжелы и социальные последствия безработицы.
Американские специалисты вынуждены признать, что «безработица – это нечто
большее, чем экономическое бедствие, это также и социальная катастрофа.
Депрессия приводит к бездеятельности, а бездеятельность к потере квалификации,
потере самоуважения, упадку моральных устоев, а также к общественным и
политическим беспорядкам».
Список литературы
1.
Абакумов Н. Н.
Безработица и самозанятость. – М., 2009. 201с.
2.
Брайер К. Х. Безработица
и неполная занятость // Социолоические исследования. 2008.-№10.-С.101-108.
3.
Гусаров В.М.
Теория Статистики: Учебное пособие для вузов. – М: Аудит, Издательское
объединение «ЮНИТИ», 2008. – 463с.
4.
Елисеева И.И.
Статистика: Учебник – М: Проспект, 2005. – 443с.
5.
Елисеева И.И.
Статистика: Учебник- М: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008г. 448с.
6.
Занимаем/http://www.zanimaem.ru
7.
Курышева С.В.,
Кашина О.Н. Статистическое изучение занятости и безработицы: Текст лекций –
Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов,
2009. – 85с.
8.
Соколова Г. Н.
Структура занятости и безработица: Проблемы и тенденции // Экономика и
жизнь. 2008.-№1. 56с.
9.
Харченко Л.П.,
Долженкова В.Г., Ионин В.Г. Статистика: Учебное пособие. – М: ИНФРА-М, 2008. –
384 с.
10.
Хуссманнс Р.,
Мехран Ф., Верма В. Обследование экономически активного населения: занятость,
безработица и неполная занятость. М., 2009. 270с.
11.
Чепурина М. Н.,
Киселева Е. А. Курс экономической теории. – С-Пб., 2008. – 103с.
12.
Никифорова А. А.
Уровень безработицы: как ее считать? //Вопросы экономики. 2008.-№12.-С.73-79.
13.
Шмойлова Р.А.
Теория статистики. 4 изд. М: Финансы и статистика 2008г. 656с.
14.
Федеральная
служба государственной статистики/ http://www.gks.ru/