Что такое банкротство?
Становление рыночной
экономики в РФ объективно обусловливает возникновение и развитие механизмов,
регулирующих процессы производства, сбыта и потребления товаров и услуг. Одним
из таких механизмов, способствующих перетоку капиталов в наиболее доходные
сферы, перераспределению собственности от неэффективных хозяйствующих субъектов
к эффективным, является механизм банкротства. Он включает в себя определенную
систему контроля, диагностики и, по возможности, защиты предприятий от полного краха.
Целью создания и
приведения в действие механизмов системы банкротства в РФ является
необходимость проведения структурной перестройки всего народного хозяйства в
соответствии с рыночным спросом населения при условии достижения прибыльной
работы основных производящих товары и услуги структур. (См. таблицу №1)
В систему банкротства
цивилизованного типа входят не только предприятия и связанные с ними
всевозможными обязательствами партнеры, но и органы государственной власти. Они
должны обеспечить функционирование организационного, судебного (правового) и
социального обеспечения системы банкротства.
Реализация законодательства
о банкротстве должна способствовать предупреждению случаев банкротства,
оздоровлению всей системы финансовых взаимоотношений между предпринимателями, а
в случае признания должника банкротом сведению к минимуму отрицательных
последствий банкротства для обеих сторон, осуществлению всех необходимых
процедур в цивилизованной форме.
В настоящее время
основным нормативным документом, регламентирующим процедуру банкротства,
является Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)” от 8 января 1998
года № 6-ФЗ.
Согласно этому закону
банкротство это признанная
арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме
удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или)
исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие
обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с
момента наступления даты их исполнения.
Закон предусматривает
ряд процедур, способствующих восстановлению платежеспособности должника, а
именно: досудебную санацию предоставление должнику финансовой помощи,
достаточной для погашения денежных обязательств и восстановления платежеспособности;
мораторий на удовлетворение требований кредиторов; возможность заключения
мирового соглашения на любой стадии процесса; иные меры, которые могут
способствовать достижению вышеназванных целей.
Сам процесс банкротства
состоит из ряда сменяющих друг друга процедур: наблюдения процедуры
банкротства, вводимой с момента принятия арбитражным судом заявления о
признании должника банкротом с целью обеспечения сохранности имущества и
проведения анализа финансового состояния должника; внешнего управления
процедуры банкротства, которую арбитражный суд на основании решения собрания
кредиторов вводит в целях восстановления платежеспособности должника с
передачей полномочий управления должником внешнему управляющему; конкурсного
производства процедуры банкротства, проводимой в целях соразмерного
удовлетворения требований кредиторов из средств, полученных путем продажи в
установленном порядке имущества должника. (См. таблицу №2)
Введение процедур
банкротства позволяет отсечь заведомо больные сегменты экономики. Но главное,
возникает юридически закреплённая возможность организовать спасение и
оздоровление предприятий, не вписавшихся в рынок, посредством антикризисного
управления.
Следует уяснить
существующие объективные условия для массовой несостоятельности предприятий
различных организационно-правовых форм собственности и всего
народно-хозяйственного комплекса РФ. Они порождены прежде всего
непродуманностью экономической концепции и стратегии развития хозяйства в
условиях рыночных отношений, низким качественным потенциалом управленческих
кадров, а также явились следствием:
разрыва экономических
связей между странами СНГ и субъектами РФ;
необоснованности и
поспешности проведения приватизации;
замедленного формирования
организационно-правовых основ развития экономики;
наличия
социально-психологических стереотипов, не воспринимающих необходимость перехода
к рыночным отношениям.
Политическую и экономическую нестабильность, разрегулирование финансового
механизма и инфляционные процессы следует отнести к наиболее значительным
факторам, ухудшающим кризисную ситуацию российских государственных и частных
предприятий.
В этих условиях
особую значимость приобретает антикризисный менеджмент как деятельность,
необходимая для преодоления состояния, угрожающего существованию предприятия,
при котором основным вопросом становится выживание. Антикризисное управление
фирмой начинается с момента выбора ее миссии, т. е. с ответа на вопрос: “Что
делать?” На всех последующих этапах развития фирмы внимание ее руководства должно
быть сосредоточено на своевременном “улавливании” сигналов, свидетельствующих о
возможном ухудшении положения фирмы, ее конкурентного статуса.
Эффективность
антикризисного управления во многом зависит от радикально направленных действий
арбитражного управляющего, который назначается арбитражным судом и которому
передаются функции внешнего управления имуществом должника. Основанием для
назначения внешнего управления имуществом должника является наличие реальной
возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника с целью
продолжения его деятельности путем реализации части его имущества и
осуществления других организационных и экономических мероприятий.
Безусловно,
необходимо принимать все меры по предотвращению кризисной ситуации. Если же
предприятие оказалось в долговой яме, необходимо осуществлять комплексные
усилия по восстановлению его платежеспособности. C этой целью проводится анализ
финансового состояния предприятия. (См. таблицу №3)
Подводя итог, важно
подчеркнуть, что антикризисное управление может и должно быть эффективным. Для
этого важно заниматься различными сторонами процесса. Управлять следует:
активами (пассивами)
предприятия;
этапами бизнес-процесса
(сбыт, производство, снабжение, учет);
программами защиты
имущества и безопасности бизнеса;
кадрами (включая вопросы
формирования кадровой политики, социальные вопросы, отношения с профсоюзами);
программами построения
отношений с акционерами, партнерами, органами государственной власти;
программами
информационной поддержки (включая доведение до сведения трудового коллектива
информации о планах, методах и принципах управления, а так же доведение
социально-значимых аспектов деятельности до широкой общественности).
Анализ состояния предприятия.
Анализ финансового
состояния предприятия на основании данных бухгалтерской отчетности за 1998-1999
гг. позволяет сделать вывод о том, что в структуре источников средств
значительную долю занимает кредиторская задолженность. Такая ситуация крайне
рискованна, т.к. ставит предприятие в жесткую зависимость от финансового
положения своих контрагентов, а также делает его очень чувствительным к
изменениям во внешней среде, что негативно сказывается на платежеспособности.
Растущий недостаток
общей величины основных источников формирования запасов свидетельствует о том,
что предприятие на протяжении исследуемого периода находится в кризисном
состоянии, на грани банкротства. Эти выводы подтверждает анализ ликвидности
предприятия практически все показатели ликвидности ниже своих нормативных
значений и имеют тенденцию снижения, хотя и замедляющимися темпами.
Недопустимые значения законодательно установленных критериев оценки финансового
состояния предприятий позволяют сделать окончательный вывод о
неудовлетворительной структуре баланса ОАО «Тур-Центр» и неплатежеспособности
самого предприятия, а также об отсутствии тенденции
восстановления платежеспособности фирмы в отчетном периоде.