ТАВРИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА N1
ПО БАНКОВСКОМУ ПРАВУ
Симферополь — 1997 г.
РЕЦЕНЗИЯ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
___________________________________________________
ПЛАН
I. ВВЕДЕНИЕ
II.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ПРИ КРЕДИТОВАНИИ
III.ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ БАНКОВ НА ПРАВО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ
С МОНЕТАРНЫМИ МЕТАЛЛАМИ
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
V.СПИСОК ИЗУЧЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. В В Е Д Е Н И Е
В отличие от других социальных идей и политических ориентаций
демократическое правовое государство при верховенстве правового закона и
приоритете прав человека и гражданина практически воспринято обществом как
будущее государственного строя Украины. Решение этой задачи связано не
только с созданием современного законодательства, обеспечением
законности деятельности государства и его органов, муниципальной системы и
общественных формирований, надежной, быстрой и справедливой юстиции,
независимого правосудия, но с преодолением достигшего опасных пределов
правового нигилизма, находящегося ныне на грани беспредела во всех сферах
государственной и общественной жизни, и, главное, формирование высокого
уровня правовой культуры общества и каждого человека.
Необходимым условием развития этих процессов является их правовое
сопровождение и обеспечение государством — единственной на территории
страны политической организации, осуществляющей суверенитет, источник
которого — народ Украины. Но государство и право имеют не только
инструментальное значение и » самостоятельную ценность. Одновременно это
право жить цивилизованной жизнью и средство обеспечить человеку
соответствующие свободы». К этой цели общество придет только через
повышение ответственности, возложенной » на институты государственной
власти», решительные действия по экономическому, политическому и
социальному реформированию, созданию качественной » правовой базы для
таких
действий».
Это потребует высокопрофессионального состава юристов и достаточной
правовой грамотности государственных служащих и других лиц, занятых
юридической деятельностью. Общественная полезность и престижность этой
деятельности значительно возрастает в период революционных преобразований,
социальной конструкции общества, его новых экономических и
политических ориентаций.
Профессионализм юриста заключается в его знании и умении
ориентироваться в различных отраслях права. Финансовое право занимает
ведущее место среди остальных отраслей права,так как в повседневной жизни
между физическими и юридическими лицами возникают постоянно товарно-
денежные отношения и любой юрист обязан знать как по закону разрешать
споры возникающие при этих отношениях.
Предложенная ниже тема — ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ НАРУШЕНИЙ
ПРИ КРЕДИТОВАНИИ. ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ БАНКОВ НА ПРАВО
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ С МОНЕТАРНЫМИ МЕТАЛЛАМИ наиболее интересна в связи с
переходам нашего общества от социалистических к капиталистическим
отношениям и как следствие этого интересна глубокая правовая реформа
вокруг финансово-правовых отношениях.
II.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАЗНЫЕ ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ПРИ КРЕДИТОВАНИИ
Кредит (credit) — предоставление кредитором ссуды в денежной или
товарной форме при условии возврата в определенный срок и, как правило, с
уплатой процентов. Существуют три формы кредита — коммерческий,
банковский и государственный. Коммерческий кредит предоставляется одним
предприятием другому в виде продажи товаров с отсрочкой платежа и имеет
товарную форму. Банковский кредит предоставляется банками в денежной форме.
Государственный кредит предоставляется юридическими и физическими лицами
государству, которое является заемщиком для мобилизации государством
средств для финансирования государственных расходов, особенно, когда
государственный бюджет является дефицитным. Государственный кредит
выступает в разных формах: натурального займа; выпуска государством
облигаций, казначейских обязательств и иных кредитных документов, в
частности сертификатов Государственного банка.
Рассмотрим виды ответственности при нарушении кредитования первых двух
форм кредита, так как при государственном кредите заемщиком выступает
государство и нарушений в данном случае, как правило, не встречается.
Согласно ст.4ст.Законом Украины “О банках и банковской деятельности”1
Украина формирует и использует собственные кредитные ресурсы, которые
составляются из средств банков, излишки средств на банковских счетах
предприятий, учреждений и организаций республики, вкладов граждан, средств
в межбанковских расчетах и других денежных ресурсов.
Коммерческие банки осуществляют кредитные операции в пределах
кредитных ресурсов , которые они создают в процессе своей деятельности.
Коммерческие банки при необходимости могут на договорных началах занимать
ресурсы один у другого, привлекать и размещать деньги в форме депозитов,
вкладов и осуществлять взаимные операции, предусмотренные их уставами
(ст.29 Закона Украины “О банках и банковской деятельности).
В настоящее время одним из основных видов деятельности банков в Украине
является выдача кредитов физическим и юридическим лицам. Как правило, эти
кредиты выдаются под залог в соответствии с Законом Украины “О залоге”2 .
При этом стоимость залога должна быть не ниже самого кредита и суммы
процентов, оговоренных в договоре. При этом в договоре также
предусматриваются штрафные санкции в случае не возвращение кредита и
процентов по нему в оговоренные сроки.
Клиент, который не выполнил обязанностей по своевременному возвращению
кредита, объявляется неплатежеспособным.
При объявлении клиента неплатежеспособным банк обязан оповестить
клиента, его учредителей и основных кредиторов, орган, который
зарегистрировал устав клиента и опубликовать объявление о
неплатежеспособности клиента в прессе.
В отношении клиента, объявленного неплатежеспособным, банк имеет право
использовать следующие меры:
— досрочно взыскать выданные кредиты и приостановить выдачу новых ссуд;
— изменить очередность платежей, направив непосредственно на погашение
просроченной задолженности по кредиту выручку клиента от реализации
продукции, работ и услуг согласно уставного права банка;
— передавать оперативное управление администрации, назначенной с
участием банка;
— реорганизовать должника;
— ликвидировать должника с реализацией заложенного в банке имущества в
соответствии с законодательством(ст.35 Закона Украины “О банках и
банковской деятельности”).
Однако существует и уголовное ответственность за противоправные
действия в сфере кредитования. Так, в ст. 148-5 УК Украины ( Мошенничество
с финансовыми ресурсами) закреплено, что предоставление гражданином —
предпринимателем или учредителем либо собственником субъекта
предпринимательской деятельности, а также должностным лицом субъекта
предпринимательской деятельности заведомо ложной информации государственным
органам, банкам или другим кредиторам с целью получения субсидий,
субвенций, дотаций кредитов либо льгот по налогам при отсутствии признаков
хищения — наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением
права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до трех лет.
Те же действия, если они совершенные повторно или причинили крупный
материальный ущерб государству либо кредитору, — наказываются лишением
свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до
пяти лет с конфискацией имущества.
III.ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ БАНКОВ НА ПРАВО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ С
МОНЕТАРНЫМИ МЕТАЛЛАМИ
Действующим валютным законодательством Украины предусмотрено, что к
валютным ценностям относятся монетарные металлы — золото и металлы
иридиево-платиновой группы в каком бы то ни было виде и состоянии, за
исключением ювелирных, промышленных и бытовых изделий из этих металлов, а
также лома этих металлов. Они накапливаются в банке в виде афинованных
(доведенных до наивысших проб согласно стандарту) запасов1 .
Операции с монетарными металлами на внешнем рынке проводит
Национальный банк Украины либо через банки уполномоченные им на ведение
внешнеэкономических операций.
Банк, который желает осуществлять операции с монетарными металлами
должен иметь в лицензии Национального банка Украины либо в дополнении к
ней соответствующее решение на право проведения этих операций.
К заявлению на получение разрешения на право проведения операций с
монетарными металлами прилагаются надлежащим образом утвержденные следующие
документы:
— заверенный руководителем банка заявителя бизнес-план, который
предусматривает работу с монетарными металлами;
— рекомендация регионального управления Национального банка Украины на
выдачу разрешения;
— рекомендация Государственной сокровищницы Национального банка
Украины;
— справка о соответствии квалификационным требованиям экспертов,
которые непосредственно осуществляют операции с монетарными металлами;
— справка о наличии технических средств, которые необходимы для
выполнения операций с монетарными металлами.
Для получения разрешения на право проведения операций с монетарными
металлами коммерческий банк должен иметь необходимое помещение для приема и
хранения монетарных металлов, а также соответствующее оборудование.
Перечень этого оборудования приводится в приложении N1 к Инструкции N243
от 27 09 1995 г. “О порядке выдачи лицензии Национального банка Украины на
право осуществления коммерческими банками операций с валютными ценностями”.
В частности в этом приложении приведен исчерпывающий перечень
указанного оборудования для проведения операций с монетарными металлами
необходимы:
— весы для взвешивания монетарных , которые должны иметь
соответствующие свидетельства об их проверке, которая проводится не реже
одного раза в год;
— инструменты (лупы, шаберы, скальпели, плоскогубцы, надфили,
напильники и т.п.);
— химические реактивы для определения проб драгоценных металлов;
— сейфы или металлические шкафы для хранения монетарных металлов;
— эксперта, уровень подготовки которого соответствует квалификационным
требованиям, которые необходимы ему для осуществления операций с
монетарными металлами.
Квалификационные требования к эксперту коммерческого банка, который
осуществляет операции с монетарными оговорены в Приложении N2 той же
инструкции. Так, в частности там закрепляется, что для экспертов, которые
осуществляют операции с монетарными металлами необходимы:
— навыки работы с монетарными металлами;
— знание действующих нормативно-технических документов на монетарные
металлы, промышленные и ювелирные изделия из драгоценных металлов;
— знания физико-химических особенностей драгоценных металлов и
владение физико-химическими методами их исследования;
— умение определять содержание недрагоценных металлов и других металлов
в промышленных и ювелирных изделиях из драгоценных металлов;
— знание устройства весов и умение их использовать при определении
веса драгоценных металлов.
Решение о выдачи лицензии и виды операций с монетарными металлами,
которые может осуществлять коммерческий банк, принимает комиссия
Национального банка Украины по лицензированию коммерческих банков на право
проведения операций с валютными ценностями, к работе в которой могут
привлекаться специалисты Государственного хранилища Национального банка
Украины.
Коммерческий банк, после получения лицензии, обязан ежемесячно давать
отчет про наличие и движение монетарных металлов в управление валютного
контроля и лицензирования Национального банка Украины.
После выдачи лицензии коммерческому банку на осуществление операций с
монетарными металлами с ним может быть заключен договор на их поставку в
Государственное хранилище.
IV.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конечно,в объеме 1-й контрольной работы трудно полностью осветить
такую глубокую и обширную тему как ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ
НАРУШЕНИЙ ПРИ КРЕДИТОВАНИИ И ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ БАНКОВ НА ПРАВО
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ С МОНЕТАРНЫМИ МЕТАЛЛАМИ, однако фундаментальные
понятия и базовые положения в указанной работе приведены. Несмотря на
то,что правотворческий подход к финансовым отношениям по-российскому и по-
украинскому законодательству несколько отличаются друг от друга,но эти
отличия не столь существенные и к тому же по ряду объективных и
субъективных причин российская правотворческая мысль немного опережает
украинскую,что дает нашим законодателям использовать положительный опыт
накопленный российскими юристами после принятия тех или иных нормативных
актов, и избегать ошибок,обязательно встречающихся на таком тернистом пути
как правотворчество.
Используя положительный опыт не только России ,но и других развитых
государств,учитывая национальные и исторические особенности нашего народа
Украина станет демократическим и правовым государством.
V. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Гражданское право.Часть 1.Учебник/ Под ред.Ю.К.Толстого,А.П.
Сергеева.- М.:Издательство ТЕИС,1996. — 292-300с.
2.Гражданский кодекс Украинской ССР: Нучн.-практ.коммент. Пер. с
укр. /И.Г.Агапов,М.И.Бару,И.А.Беленчук и др. -К: Политиздат Украи-
ны,1981.- 639 с.
3.Конституция (Основной Закон) Украины — Принятая Верховным Сове-
том Украины 28.06.1996г.
4. О банках и банковской деятельности: Закон Украины от 20 марта 1991
г.
5. О залоге: Закон Украины от 2 октября 1992 г.
6. О порядке выдачи лицензий Национального банка Украины на право
осуществления коммерческими банками операций с валютными ценностями.//
Инструкция N243 Национального банка Украины от 27 09 95 г.
7.Политологический словарь. — К.: ИнноЦентр. — 1991.
8.Советское финансовое право: Учебник.-М.: Юрид.лит.,1987.-464 с.
9.Юридический энциклопедический словарь. — М.: СЭ. — 1984.
1 О банках и банковской деятельности: Закон Украины от 20 марта 1991 г.//
Ведомости Верховного Совета Украины.- N28,- ст.234.
2 О залоге: Закон Украины от 2 октября 1992 г.//Правда Украины,1992,11
ноября.
1 О порядке выдачи лицензии Национального банка Украины на право
осуществления коммерческими банками операций с валютными
ценностями.//Инструкция N243 Национального Банка Украины от 27 09 1995 г.