Административное Право Республики Казахстан

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение 2
2. Предмет Административного Права 3
Характерные Черты Государственного Управления Республики
Казахстан 3

3. Система Административного Права 4

4. Методы Административного Регулирования 4

5. Административно-Правовые Нормы 5
6. Источники Административного Права Республики Казахстан 5

7. Субъекты Административного Права 6

Президент Республики Казахстан 7

Правительство Республики Казахстан 8

Исполнительная Власть Республики Казахстан 8
Местные Исполнительные Органы 9
Предприятия, Учреждения И Организации Как

Субъект Административного Права 9
8. Понятия, Принципы и Виды Государственной Службы 11
9. Административная ответственность 14
10. Меры административного взыскания (ответственности) 15
11. Сущность, особенности и виды актов государственного

управления 16
12. Обеспечение законности государственного управления 18
13. Заключение 23

14. Список литературы 24

ВВЕДЕНИЕ

Любая отрасль казахстанского права регулирует определенные
правоотношения, т.е. отношения урегулированные нормами права. В частности,
гражданскому праву свойственно регулирование гражданских правоотношений
(имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав), уголовному
праву — регулирование отношений, связанных с преступлением и наказанием.
Какие правоотношения регулирует административное право? Прежде всего
следует указать, что административное право — это самостоятельная отрасль
правовой системы Казахстана. Отрасли права отличаются друг от друга по
предмету и методу правового регулирования.
Административное право занимает особое место в системе правового
регулирования, поскольку выступает необходимым и важным инструментом
управления социальными процессами в обществе. Ему присущи соответствующие
границы правового регулирования — деятельность государственной
исполнительной власти всех рангов, общественных отношений управленческого
характера, которые складываются в этой сфере, внутренняя организационная
деятельность других государственных органов, связанных с функцией
управления, а также внешне организационные отношения негосударственных
организаций, учреждений и предприятий.
Административное право охватывает широкий круг общественных отношений,
которые возникают в связи с реализацией ей функций управления в процессе
деятельности органов исполнительной власти. Наиболее тесную связь
административное право имеет с государственным правом, которое
составляет основу всех отраслей права включая административное, и занимает
ведущее место. Административное право тесно связано также и с
гражданским правом..
Таким образом, анализ взаимодействия административного права с
другими отраслями права позволяет установить, что его предметом есть
сфера государственного управления. Другими словами административное
право регулирует общественные отношения в сфере государственного
управления.
Предложенная тема интересна также тем, что позволяет наглядно понять
и проследить принципы государственного управления и контроля сложнейшим
искусственным организмом, созданного людьми в Республике Казахстан –
ГОСУДАРСТВОМ.

ПРЕДМЕТ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Говоря об административном управлении как предмете административного
права, мы имеем ввиду государственное управление как деятельность
специальных государственных органов — органов государственного управления.
Следует отчетливо понимать, что административное право — это
совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере
государственного управления.
Государственное управление, как один из видов государственной
деятельности, заключается в исполнительно-распорядительной деятельности
специальных государственных органов в целях руководства различными
областями общественной жизни.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
УПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
1. Государственное управление осуществляется специальными субъектами —
органами государственного управления.
2. Основное направление деятельности в процессе государственного
управления — исполнение законов и других нормативных актов.
3. Относительная независимость исполнительных органов государства от
правительственных органов государства. Эта независимость вытекает из
принципа разделения властей, закрепленного в Конституции РК.
4. Наличие материальной базы у исполнительных органов, которым подчинены
государственные предприятия, учреждения, организации.
5. Юридически властный характер государственного управления, что означает
наделение исполнительных органов властными полномочиями.
6. Всеобъемлющий характер государственного управления. Он охватывает
важные стороны общественной жизни, регулируемые правом.
7. Государственное управление имеет подзаконный характер. Оно
осуществляется на основе законов и должно соответствовать нормативным
актам.
Таковы основные черты государственного управления.
Функции государственного управления представлены видами управленческой
деятельности, определяющими их цели. К основным функциям относятся:
1. прогнозирование и планирование;
2. организация;
3. регулирование;
4. руководство и координация;
5. контроль.
Содержание этих функций достаточно хорошо раскрыто в учебной литературе.

СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Под системой административного права понимаются совокупность
административно-правовых норм, объединенных в институты и регулирующих
однородные общественные отношения. Традиционно административное право
делится на общую и особенную части, каждая из которых включает в себя
определенные правовые институты. Так, общую часть составляют правовые нормы
и институты, общие в деятельности всех органов государственного управления
всех отраслей, сфер государственного управления. Особенная же часть
охватывает нормы, действующие в конкретных отраслях государственного
управления (государственное хозяйство, охрана природы и использование
природных ресурсов, государственная сфера социальной, культурной жизни и
т.д.).

МЕТОДЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

О методах административного регулирования. Они позволяют ответить на
вопрос: как, каким образом, какими способами осуществляется регулирование.
Административному праву характерны, прежде всего, предписания (возложение
прямой юридической обязанности что-либо сделать) и запрет (запрещение
совершать определенные действия) как средства регулирования общественных
отношений. Хотя в процессе административно-правового регулирования
используются и другие способы: дозволение, согласование, основанные на
равенстве сторон, но они применяются в незначительной степени.

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ

Под административно-правовыми нормами понимают установленные государством
правила поведения, регулирующие общественные отношения в сфере
государственного управления.
Логическая структура их традиционна для всех норм права — это гипотеза
(юридические факты), диспозиция (само правило поведения) и санкция (мера,
применяемая в случаях нарушения требований этих норм).
Виды административно-правовых норм классифицируются по различным
основаниям:
1. по юридическому содержанию;
2. по материальному и процессуальному содержанию;
3. в зависимости от адресата нормативных предписаний;
4. по объему регулирования;
5. по юридической силе;
6. по сфере действия;
7. по действию во времени;
8. по действию в пространстве.

ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Юридические нормы нуждаются во внешних формах своего выражения. Они
должны быть оформлены так, чтобы с ними могли познакомиться люди, которым
они адресованы. Нормы права включаются как пункты, параграфы в акты
государственных органов. Такие акты, если они содержат правовые нормы,
являются источниками права, внешними причинами его выражения.
Источниками административного права являются акты государственных
органов, в которых содержатся административно — правовые нормы.
Важнейшей особенностью отрасли являются разнообразие и множество
источников юридических норм. Это детерминировано предметом отрасли:
разнообразием и большим числом управленческих отношений, необходимостью
своевременного юридического опосредования социальных процессов, объективной
потребностью исполнительной власти.
Для правовой регламентации управления нужно большое число законов и
еще большее число конкретизирующих их подзаконов, нормативных актов.
Существует значительное число чисто административно — правовых
источников. Но много “ смешанных” многоотраслевых, в которых одновременно
могут быть нормы разных отраслей права ( например, административного и
уголовного).
В зависимости от того, кем приняты акты, содержащие нормы, а значит,
и по их юридической силе все источники административного права нужно
разделить на несколько типов:

1) Законы ( Конституция РК, Основы законодательства, Законы, кодексы);
2) Решения областных, районных, городских и т.д.;

II. Акты государственной администрации;
1) Указы, распоряжения Президента;
2) Постановления, распоряжения Совета министров;
3) Приказы, постановления министров, государственных комитетов и
других ведомств;
4) Постановления, распоряжения акимов;
5) Приказы, постановления иных органов управления;
6) Приказы руководителей государственных предприятий, учреждений.

СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Необходимо уяснить, что граждане РК в управленческих отношениях могут
выступать в двух основных качествах: как субъекты подчинения или как
активные участники этих отношений.
Для совершения этих действий граждане РК должны обладать
административной правоспособностью (она возникает с момента рождения и
прекращается со смертью) и действительностью (в полном объеме наступает в
18 лет).
Следующим элементом административно-правового статуса граждан РК
являются права и обязанности в сфере государственного управления.
Административно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства таков:
лица, не являющиеся гражданами РК, пользуются всеми правами и свободами, а
также несут все обязанности, установленные Конституцией РК, законами и
международными договорами РК, за исключением изъятий, предусмотренными
межгосударственными договорами. Всех иностранцев, находящихся на территории
РК можно разделить на три большие группы: граждане временно проживающие в
республике, граждане постоянно проживающие в РК и граждане, проезжающие
через территорию РК транзитом, хотя в целом они имеют те же права и
обязанности, что и казахстанцы, для них предусмотрены некоторые изъятия или
ограничения:
они не несут воинскую обязанность;
они не могут быть государственными служащими, кроме как по личному
распоряжению Президента РК и международным договорам.
на них возложена обязанность уведомлять ОВД о поездке по территории
республики (для временно пребывающих);
они обязаны регистрировать заграничные паспорта (для временно
пребывающих) и выполнять ряд действий, предусмотренных Конституцией РК и
другими законами, международными договорами и соглашениями;
лишены политических прав (избирать, избираться, быть членом политической
партии).

ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Президент РК является субъектом административного права РК, как глава
государства.
Должность Президента РК носит ярко выраженный политический характер.
Он определяет основные направления внутренней и внешней политики, формирует
эту политику, является главным звеном политического руководства
государственной деятельностью. О сроках полномочий, выборах, правах и
обязанностях, досрочном прекращении полномочий Президента РК можно узнать в
разделе III Конституции РК, а так же в Указе Президента РК, имеющим силу
конституционного закона “О Президенте РК” от 26 декабря 1995г.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Правительство РК является высшим исполнительно-распорядительным
органом, возглавляет систему исполнительных органов, осуществляет
руководство их деятельностью. Если Президент в общем генеральном плане
определяет внутреннюю и внешнюю политику, то Правительство осуществляет
непосредственное руководство, управление в различных сферах государственной
жизни в масштабах всей республики. Оно организует управление
государственной собственностью, решает все вопросы государственного
управления, за исключением отнесенных Конституцией к компетенции Парламента
и Президента РК (раздел IV Конституции РК, Указ Президента РК, имеющий силу
конституционного закона “О правительстве РК” 1995 г.).

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
К центральным органам государственного управления или органам
исполнительной власти в Казахстане относятся министерства, агенства и
ведомства (комитет, главное управление, агентство, инспекция при
Правительстве РК или департаменте и т.п.). Названные органы присущи любой
стране мира и являются субъектами административного права.
Комитеты — осуществляют межотраслевое государственное управление и их
отличие от министерств в том, что первые имеют межотраслевой характер
деятельности, охватывающий различные отрасли управления. Хотя четкое
разделение в данном случае провести трудно.
Министерства — призваны руководить порученными им отраслями управления на
территории Республики. Они несут ответственность за состояние и дальнейшее
развитие порученных им отраслей управления, научно-технического процесса,
наиболее полное удовлетворение потребностей страны во всех видах продукции
этих отраслей.
Министерства и агенства образуются и упраздняются, а также
реорганизуются Президентом РК. Они действуют на основании положений,
утверждаемых Правительством РК, где определяются задачи, функции,
компетенция и сфера деятельности, структура, управление и другие
необходимые вопросы.
Ведомства — разновидность центральных органов государственного
управления, осуществляющих управление в более узкой сфере, чем министерства
или государственные комитеты, создаваемые для выполнения каких-либо
специальных исполнительных, контрольных, разрешительных, надзорных или иных
функций. Ведомства образуются, упраздняются и реорганизуются Президентом, а
руководители назначаются и освобождаются от должности Премьер-министром РК.
Они также действуют на основании положений, утверждаемых Правительством РК.

МЕСТНЫЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
Местными исполнительными органами (раздел VIII Конституция РК)
являются институты акимов соответствующих административно-территориальных
единиц. Они являются представителями Президента и Правительства РК. Акимов
областей, городов республиканского значения и столиц назначает на должность
Президент РК по представлению Премьер-министра, а акимы иных
административно-территориальных единиц назначаются вышестоящими по
отношению к ним акимами.
К сведению местных исполнительных органов относятся:
1. разработка планов, экономических и социальных программ развития
территории, местного бюджета и обеспечения их исполнения;
2. управление коммунальной собственности;
3. формирование аппарата управления исполнительной власти, порученной
данному акиму территории и организации их работ;
4. они могут издавать приказы и другие нормативные акты в пределах своей
компетенции и следить за их выполнением.

ПРЕДПРИЯТИЯ, УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ КАК СУБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Наиболее многочисленная группа организаций в любом обществе — это
предприятия. Предприятиями называются организационные образования, основной
целью которых является извлечение прибыли, а основной формой деятельности —
хозяйственно-коммерческая деятельность. По закону они самостоятельные
субъекты с правами юридического лица, осуществляющие хозяйственно-
коммерческую деятельность.
В переходный период следует квалифицировать предприятия следующим
образом:
1. В зависимости от формы собственности:
а) предприятия, основанные на частной собственности;
б) предприятия, основанные на государственной собственности;
в) предприятия, основанные на собственности иностранных юридических и
физических лиц;
г)предприятия, основанные на смешанных формах собственности.
2. По организационно-правовой форме:
а) кооперативы (в том числе колхозы);
б) коллективные предприятия;
в) товарищества;
г) акционерные общества;
д) государственные предприятия и т.д.
3. В зависимости от основной формы деятельности:
а) промышленные;
б) торговые;
в) транспортные;
г) сельскохозяйственные;
д) банковские и т.д.
4. В зависимости от наличия права юридического лица:
а) имеющие такое право;
б) не имеющие его

Вторая группа рассматриваемых субъектов — учреждения. Это
организационные образования, основная форма их работы связана с
хозяйственно-коммерческой деятельностью, а цели не связаны с получением
прибыли. К ним относятся организации, функционирующие в основном в
социально-культурной, административно-политической сфере, классифицировать
их также можно по различным основаниям:
1. В зависимости от вида деятельности:
а)лечебные;
б)учреждения образования;
в)научные, научно-исследовательские и другие.
2. В зависимости от формы собственности:
а)государственные;
б)частные;
в)смешанные.
Сегодня трудно провести разграничение между предприятиями и
учреждениями, поскольку последние, особенно частные, занимаются
коммерческой деятельностью.
В широком смысле под организацией мы понимаем любые объединения людей.
Традиционно, в административном праве под организациями понимаются такие
образования, как крупные производственно-хозяйственные комплексы,
объединяющие большое количество предприятий, а также иные организации, не
названные нами выше. Мы говорим об организациях, которые объединяют большое
количество предприятий, подчиняющихся органам управления этих организаций,
которые в свою очередь осуществляют управленческие функции в отношении
предприятий, создавших эти организации. Указанные нами организации могут
принимать форму:
1. Государственных холдинговых компаний.
2. Государственных концернов.
3. Корпораций компаний.
Статус указанных образований очень неопределенный, и он требует своего
изучения.
Говоря об административно-правовом статусе предприятий, учреждений и
организаций, хотелось бы отметить, что он состоит из порядка образования,
административной правосубъектности, прав и обязанностей, административной
ответственности и гарантий прав, закрепленных законом. Об этом вы
прочитаете самостоятельно в учебниках и учебных пособиях.

ПОНЯТИЯ, ПРИНЦИПЫ И ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Легальное истолкование понятия государственной службы позволяет
утверждать, что государственная служба — это профессиональная
деятельность служащих в государственных органах представительной,
исполнительной и судебной власти.
Говоря о понятии “государственный служащий”, мы отмечаем, что это
лицо, занимающее должность в какой-либо государственной организации, и за
вознаграждение выполняющее определенную работу непроизводственного
характера, связанную с осуществлением государственных функций. К принципам
государственной службы можно отнести:
а) равное право граждан РК на государственную службу и ее прохождение;
б) ответственность государственных служащих;
в) действие государственных служащих на основе соблюдения законности и в
рамках законоустановленных полномочий;
г) выполнение обязанностей государственной службы как трудовой
деятельности;
д) расстановка (подбор) кадров государственных служащих по деловым,
моральным качествам.
Право граждан на доступ к государственной службе закреплено в статье
33 Конституции РК. Анализируя виды государственной службы, мы выделяем, что
это широкое понятие, оно охватывает большое количество должностей.
1. Не все государственные служащие выполняют функции, связанные с
государственным управлением и руководством (учителя, врачи и т.д.).
2. В зависимости от положения организации, в которой работает
государственный служащий:
а) служащие государственных организаций, учреждений, предприятий;
б) служащие государственного аппарата.
3. По характеру труда (т.е. по старшинству должности).
4. По юридическим свойствам должностей (по характеру служебных
полномочий).
Внутренняя структура государственного органа представляет собой
систему различных по своему характеру, значению и уровню
должностей, включённых в утверждённый штат должностей.
Государственные должности — это учреждённая в установленном порядке
государственная организация (путём принятия коллегиального решения
или единоличного распоряжения должностного лица) первичная
структурная единица, которая отражает содержание и объём полномочий
занимающего её лица и содержится за счёт финансовых средств
государственного бюджета (сюда включается заработная плата служащего,
занимающего данную должность её техническое обеспечение,
установленные льготы и привилегии и пр.).
Государственный служащий не владеет занимаемой им должностью.
Она принадлежит государственной администрации. Назначение
государственным, органом (должностным лицом) служащего на должность,
соответствующую его квалификационному разряду (рангу, классному
чину, степени и т.д.), происходит в рамках установленных законом
правил разделения квалификационных разрядов, классных чинов, рангов
и степеней, с одной стороны, и должностей — с другой.
«государственная должность — структурная единица государственного
органа, на которую возложен установленный нормативными правовыми актами
круг должностных полномочий и должностных обязанностей»[1].
Закон установил следующую классификацию государственных должностей.
В состав должностей государственных служащих входят политические и
административные должности государственных служащих.
2. К политическим должностям относятся должности, занимаемые
политическими государственными служащими:
1) назначаемыми Президентом Республики Казахстан, их заместители;
2) назначаемыми и избираемыми палатами Парламента Республики Казахстан
и Председателями палат Парламента, их заместители;
3) являющимися представителями Президента и Правительства в
соответствии с Конституцией;
4) возглавляющими (руководители) центральные исполнительные органы и
ведомства, их заместители.
3. Для административных государственных служащих устанавливаются
категории. Категории должностей и порядок отнесения административных
должностей по категориям утверждается Президентом республики по
представлению уполномоченного органа.
1. Для политических государственных служащих категории должностей
не устанавливаются.[2]

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Административная ответственность — самая распространенная среди других
видов правовой ответственности. Ежедневно тысячи людей и организаций
нарушают различные правила и предписания, за которые впоследствии наступает
наказание.
Итак, что же такое административная ответственность? Под ней
понимается применение государственными органами и должностными лицами мер
административного взыскания к гражданам и организациям за административные
правонарушения (проступки) на основе и в порядке, установленными
административным правом.
Вопросы, связанные с административной ответственностью, находят отражение в
различных нормативно-правовых актах РК.
Главным в данном случае, является Кодекс Казахской ССР об
административных нарушениях, принятый 22 марта 1984 года. Он регулирует
вопросы административной ответственности граждан и должностных лиц.
Конечно, Кодексом об административных правонарушениях не ограничивается
законодательство об административной ответственности. Существует некоторое
количество законов, указов Президента РК и постановлений Правительства РК,
устанавливающих административную ответственность. Кроме этого, местные
органы представительной и исполнительной власти могут устанавливать
административную ответственность в пределах своей компетенции.
Законодательство об административной ответственности очень динамично,
постоянно меняется, поэтому не возможно уследить за всеми изменениями и
дополнениями.
Основанием административной ответственности является административное
правонарушение (проступок). Хотя административная ответственность может
наступать и за преступление, а иногда и за дисциплинарные проступки.
Понятие административного правонарушения дано в статье 9 КоАП КазССР.
С учетом сегодняшних реалий его можно сформулировать как посягающий на
государственный или общественный строй, государственную или частную
собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления
противоправное, виновное действие, либо бездействие, за которое
законодательством предусмотрена административная ответственность.
Основные юридические признаки административного проступка:
1. Противоправность.
2. Виновность.
3. Наказуемость.
4. Общественная опасность или антиобщественность.
Состав административного проступка:
1. Объектом АП являются общественные отношения, урегулированные правовыми
нормами и охраняемые административными санкциями (т.е. то, на что
посягает данное правонарушение).
2. Объективная сторона — действие или бездействие. Другие признаки
объективной стороны, включаемые в состав преступлений, как правило, не
характерны для административного проступка. Речь идет о последствиях и
причинной связи между деяниями и последствиями.
3. Субъект проступка — лицо, совершившее правонарушение и подлежащее в
силу этого административной ответственности.
4. Субъективная сторона составляется из вины в форме умысла или
неосторожности. Лишь в нескольких статьях КоАП КазССР присутствует
умысел, в остальных он предполагается.

МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЗЫСКАНИЯ (ОТВЕТСТВЕННОСТИ)

Меры административного взыскания закреплены ст. 23 КоАП КазССР. На
сегодня имеется 8 видов административных взысканий:
1. Предупреждение.
2. Штраф.
3. Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или
непосредственным объектом административного правонарушения.
4. Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или
непосредственным объектом административного правонарушения.
5. Лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права
управления транспортными средствами, права охоты).
6. Административный арест.
7. Установление надзора за предпринимательской деятельностью.
8. Лишение лицензии (патента) на определенный вид деятельности (Закон РК
от 16 января 1992 года).

СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ АКТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ.

«Правовые акты управления –важные средства практической реализации
целей и функций исполнительной власти, основная форма их исполнительно-
распорядительной деятельности.»[3]
Во-первых, акты управления принимаются при осуществлении функций
исполнительной власти и издаются органами государственного управления и
должностными лицами; издаются коллегиально или единолично.
Во-вторых, они являются подзаконными, производными от закона; издаются
в случаях, когда это предусмотрено законом, либо с целью претворения в
жизнь положений закона. Акт управления не может изменять или отменять
закон, а норма, установленная актом управления, может быть изменена или
отменена законом.
Акты управления должны отвечать, прежде всего, закону, а также
решениям высших органов, судебным решениям, решением местных рад,
заключённым соглашениям.
В-третьих, акты управления издаются органом управления, представляющим
интересы государства, а поэтому носят официальный характер. Эти акты влекут
за собой юридические последствия.
В-четвёртых, акты управления опираются на властные полномочия
государственного органа или должностного лица. Основой для многих актов
является предложение, заявления, ходатайства граждан, но при этом акты
управления являются односторонним волеизъявлением.
Акты государственного управления классифицируются по разным критериям.
Это позволяет лучше понять их юридические особенности. Универсальным
является разделение актов управления в зависимости от их юридических
свойств на виды: нормальные, индивидуальные (ненормативные) и смешанные.
Действует классификация актов управления по издавшим их
субъектам. По данному критерию различают три группы актов управления:
1. изданные Президентом
2. другими центральными органами исполнительной власти;
3. местными органами исполнительной власти;
Президент издаёт указы и распоряжения. Эти акты управления являются
обязательными для исполнения на всей территории Казахстана. Постановления
по наиболее принципиальным вопросам принимаются коллегиально, подписываются
премьер-министром и публикуются в официальных изданиях. Распоряжения по
вопросам, не требующим коллегиального обсуждения, издаются единолично
премьер-министром.
Другие центральные органы власти: министры, государственные комитеты,
ведомства. Министры издают приказы, инструкции, делают распоряжения в
рамках своей компетенции. Приказы могут быть нормальными (по
организационным, производственно-техническим вопросам). Ими утверждаются
правила, инструкции и т.п. Инструкция нормативный акт, которым разъясняется
порядок применения закона, другого нормативного акта, создаётся механизм их
реализации, рассчитан на многократное применения.
Распоряжения издаются по конкретным вопросам. Нормативного характера
не имеют.
Государственные комитеты принимают распоряжения в коллегиальном
порядке. Председатель комитетов издаёт приказы и распоряжения. Приказы
могут быть нормативными и не нормативными. Распоряжения нормативного
характера не имеют.
Ведомства издают приказы, постановления, инструкции, правила,
положения (три последних утверждаются приказом).
Местные государственные администрации (точнее их главы) издают
решения, которые могут носить как нормативный так и не нормативный
характер.
Руководитель отделов, управлений и других подразделений органов
исполнительной власти издают приказы и распоряжения, являющиеся актами не
нормативными, инструкции которых являются нормативными предписаниями.
Есть кроме этих двух критериев и другие критерии, по которым разделяют
акты управления. Они не столь значимы в жизни и имеют специальный характер;
по порядку применения –коллегиальные или единоличные; по адресату –внешние
и внутренние; по форме –письменные, устные и конклюдентные (от латинского
–делаю, заключаю –выражающие волю установить правоотношения: к примеру,
сделку).
К актам предъявляют юридические требования:
1. они должны быть законными, т.е. изданными в соответствии с
конституцией Республики Казахстан и другими законодательными актами;
отвечать компетентности принявшего их государственного органа;
издаваться с соблюдением процессуальных требований.
2. в основе действия актов управления –презумпция законности
(правильности) актов; низшие органы (должностные лица) не должны
проверять законность акта, кроме суда в случае осуществления
правосудия.
3. должны отвечать организационно-техническим требованиям (прежде всего
к языку, который должен соответствовать законодательству РК о языке,
хотя это практически не исполняется; должна быть выдержана форма
акта, он должен иметь название, номер, дату издания, подписи, штампы,
печати, указание кем и когда издан).
Управленческие решения должны быть оптимальными, то есть сочетать в
себе эффективность управленческого акта и целесообразность его применения.
По общему правилу акты управления могут быть отменены тем, кто их
принимал или высшим органом (должностным лицом), а в некоторых случаях
судом.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Законность — один из важнейших и основных атрибутов демократического
общества, который понимается в различных смыслах. И как принцип
государственной деятельности, и как режим системы взаимоотношений населения
с государственными органами, и как метод государственного руководства
обществом, и как принцип политической системы и др.
В юридической литературе чаще всего законность понимается как неуклонное
исполнение законов и соответствующих им правовых актов органами
государства, должностными лицами, различными организациями и гражданами. И
это верно с одной стороны.
А если законы, скажем так, “некачественны”, нарушают права граждан,
общечеловеческие и другие права, их точное и неуклонное соблюдение будет
свидетельствовать о законности в обществе? Наверное, нет.
Поэтому недостаточно одного формального соблюдения законов различными
субъектами, для законности необходимо еще и то, чтобы законы были высокого
качества, отвечали общепризнанным во всем мире ценностям.
Поэтому, чтобы законность действительно торжествовала в обществе,
требуется решение очень многих проблем, одна из них — это создание условий
и гарантий, обеспечивающих выполнение юридических предписаний всеми
участниками правовых отношений, в том числе действенной системы контроля и
надзора как способов обеспечения законности.
Начнем с контроля. Контроль является одной из функций государственного
управления. Его назначение состоит в наблюдении за соответствием
деятельности подконтрольного объекта тем предписанием, которые он (объект)
получает от управляющего звена (органа, должностного лица).
Контроль присущ деятельности всех государственных органов, и он
является элементом компетенции любого из них независимо от назначения и
задач, хотя есть и специальные органы:
1. Контроль представительных органов власти.
2. Судебный контроль.
3. Контроль исполнительных органов.
Что такое надзор? Надзор — наиболее узкое понятие, чем контроль.
Традиционно в административно-правовой литературе считалось, что надзор
заключается только в возможности проверки точного и единообразного
исполнения законов гражданами и организациями, а в ходе контроля
проверяется не только законность, но и целесообразность деятельности.
Надзор производится по отношению к неподчиненным объектам, а контроль — к
подчиненным. Утверждалось, что надзорные органы не могли вмешиваться в
произодственно-хозяйственную и иную деятельность проверяемых, а контрольные
— могли.
Сегодня во многом эти различия стерлись, и очень трудно разграничить
надзорные и контрольные органы. Во всяком случае, контроль — действительно
более широкое понятие, в ходе его государственные органы интересуются не
только тем, не нарушен ли закон, но и тем, насколько умело, целесообразно и
эффективно он использован. Надзор, как мы уже с вами говорили, заключается
лишь в проверке законности чьей-либо деятельности, он является частью
контроля.
Следует отметить большое количество надзорных органов. Некоторые из
них могут быть самостоятельными, большинство же создается в системе
министерств, государственных комитетов и ведомств. Чаще всего они
называются инспекциями, хотя могут носить и другие названия (управления,
комитеты, службы).
В это же время существует орган, основной задачей которого является,
высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов
Президента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов на
территории республики, за законностью оперативно-розыскной деятельности,
дознания и следствия, административного и исполнительного производства..
Это — Прокуратура Республики Казахстан — подотчетный Президенту Республики
Казахстан государственный орган
Нас в административном праве интересует общий надзор прокуратуры, объектами
которого являются:
1. акты, создаваемые всеми перечисленными органами. Все они должны
соответствовать законодательству республики;
2. другая деятельность организаций и граждан, помимо актов.
Для осуществления надзора прокуратура наделяется определенными правами
(полномочиями). Эти полномочия иногда называют методами прокурорского
надзора. Прокуратура принимает меры по выявлению и устранению любых
нарушений законности, опротестовывает законы и другие правовые акты,
противоречащие Конституции и законам республики, представляет интересы
государства в суде, а также в случаях, порядке и пределах, установленных
законом, осуществляет уголовное преследование
По результатам проверок и в других случаях прокурор выносит
соответствующие акты — акты прокурорского надзора (реагирования).
Правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом.
Судебная власть предназначена осуществлять защиту прав, свобод и законных
интересов граждан, прав и законных интересов государственных органов,
организаций, обеспечивать исполнение Конституции, законов, иных нормативных
правовых актов, международных договоров республики.
2. Суды осуществляют принадлежащую им власть от имени республики,
независимо от чьей-либо воли, и в точном соответствии с Конституцией и
законами республики.
3. Судебная власть республики распространяется на все дела и споры,
возникающие на основе Конституции республики, законов, иных нормативных
правовых актов, международных договоров республики.
4. Судебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовного
и иных установленных законом форм судопроизводства.
5. Решения, приговоры, иные постановления судов, а также их законные
распоряжения, требования, поручения и другие обращения обязательны к
исполнению всеми государственными органами, организациями, должностными
лицами, а также гражданами на всей территории республики. Неисполнение их,
а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность по закону.
Согласно ст.81 Основного Закона -Конституции РК:
-Верховный Суд РК — является высшим судебным органом по гражданским,
уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции,осуществляет в
предусмотренных законом процессуальных формах надзор за их деятельностью и
дает разъяснения по вопросам судебной практики. Аналогичным образом, статус
Верховного Суда определен и в Указе Президента РК, имеющего силу
Конституционного Закона «О судах и статусе судей», от 20.11.95., где
изложены его полномочия, место в системе судебных органов РК и т.д.
(Излагая полномочия Верховного Суда необходимо обратить внимание слушателей
на то, что они в свою очередь распределяются между его структурными
подразделениями
(органами), о чем ниже будет сказано.
2. Состав Верховного Суда. Входят:
Председатель Верховного Суда, Председатели Судебных коллегий и постоянные
судьи Верховного Суда. Общее число судей Верховного Суда, согласно 4-го
источника состоит из 48 судей, включая Председателя, Председателей 4-х
судебных коллегий, далее в составе: судебной коллегии по гражданским делам
8 судей, судебной коллегии по хозяйственным делам 12 судей, судебной
коллегии по уголовным делам — 19 судей и 4 судьи в военной судебной
коллегии. Они избираются Сенатом по представлению Президента Республики,
основанному на рекомендации Высшего Судебного Совета Республики.

Нотариат в Республике Казахстан — это законодательно закрепленная
система защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц путем
совершения нотариальных действий, направленных на удостоверение прав и
фактов, а также на осуществление иных задач, предусмотренных настоящим
Законом.
Правом совершать нотариальные действия в случаях и пределах,
установленных настоящим Законом, обладают:
1) нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах
(государственные нотариусы), и нотариусы, занимающиеся частной практикой
(частные нотариусы);
2) должностные лица местных исполнительных органов, уполномоченные на
совершение нотариальных действий;
3) лица, исполняющие консульские функции от имени Республики Казахстан;
4) иные лица, уполномоченные настоящим Законом на совершение
нотариальных действий.

Конституция Казахстана и другие законы дают широкую формулировку
принципа, согласно которому каждому задержанному, арестованному,
обвиняемому предоставляется право на профессиональную защиту. Право на
профессиональную защиту своих прав и законных интересов принадлежит любому
лицу, привлекаемому к уголовной ответственности, и имеет исключительно
важное значение в период построения правового государства. Гарантированная
Конституцией Казахстана профессиональная защита в уголовном
судопроизводстве включает в себя комплекс предусмотренных законом
процессуальных действий адвоката, направленных на опровержение обвинения,
поиск и анализ фактов, оправдывающих подзащитного или смягчающих его
ответственность, а также выяснение обстоятельств, способствующих
установлению истины по делу.
Как правило, обвиняемый не в состоянии в полном объеме самостоятельно
осуществить свою защиту. Это особенно затруднительно в тех случаях, когда
он содержится под стражей и лишен возможности изыскивать и предоставлять
доказательства своей невиновности или уменьшения вины. В такой ситуации
провозглашенная Конституцией гарантия на защиту реализуется исключительно
через адвоката-защитника, который в данном случае является гарантом прав
граждан, вовлеченных в уголовный процесс.
Адвокат есть лицо, согласно п. 7 Закона “Об адвокатской деятельности”
наделенное государством особыми полномочиями по защите прав граждан в
уголовном судопроизводстве. Конституционная гарантия на защиту
предполагает, что выполнение адвокатских функций по оказанию юридической
помощи является профессиональным долгом уполномоченного государством
защитника, который не вправе отказываться от взятых на себя обязательств по
защите интересов клиента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хотелось бы отметить актуальность рассмотрения проблемы
административного права одного из наиболее удачно начавших свой новый путь,
соседствующего с нами государства. Являясь молодыми государствам идущими
бок о бок и по довольно таки схожему пути во многих сферах жизни с
Республикой Узбекистан, реформах, переходах к рыночным отношениям, с
серьезными изменениями в механизме государственного управления и в
организационно-правовом статусе многих субъектов, и , что особенно важно,
объектов (например, резкое усиление самостоятельности предприятий и
территорий), и с известным развитием договорных связей в сфере
государственного управления., мы должны набираться опыта друг у друга,
советов, и попытаться усовершенствовать любую отрасль правового
регулирования. Активность и эффективность экономических и иных факторов
реформ во многом определяется характером воздействия со стороны государства
на развитие прежде всего экономических процессов. Хотелось бы отметить, что
в обществе все главное: производство, распределение, обмен и потребление,
социальная сфера, наука, литература и искусство, право и мораль,
архитектура и коммуникации, история и духовная культура, здоровье и
физическое развитие людей и многое другое. Но все это может тогда создать
благоприятный и рациональный образ жизни, когда будет сведено в целостную,
динамичную, гармоничную систему и «работать» на человека. Несмотря на то,
что имеются естественные взаимосвязи между всеми явлениями и процессами,
должную системность, развитие, производительность и экономичность
общественной жизни придает управление. Ибо только и исключительно оно
обладает единством таких способностей, как целеполагание, организация и
регуляция.
Проблема заключается в осознании политическим (государственным)
руководством и широким общественным мнением актуальности, важности и
незаменимости управления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

. Д.Н. Бахрах. Административное право. М., 1993.
. Ноздрачев А.Ф. Административное право. Фундаментальный курс. М., 1992.
. Ю.М. Козлов Советское административное право. М., 1984.
. А.П. Алехин, Ю.М. Козлов. Административное право. 1994.
. Конституция РК
. Общая теория права . Т1, Алексеев С.С., Москва, 1981 г., стр.245.
. Закон РК «О государственной службе»
. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, от
21декабря 1995 г. N 2709 О Прокуратуре Республики Казахстан
. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу конституционного
закона от 20 декабря 1995 года N 2694 О судах и статусе судей в
Республике Казахстан (внесены изменения конституционными законами РК
от 1.07.97 г. N 143-1; N 91-1 от 11.04.97 г.; N 128-1 от 17.06.97 г.;
N 348-1 от 12.03.99 г.; от 16.11.99 г. N 478-1)

————————
[1] Закон Республики Казахстан О государственной службе
[2] ст.7. Закона Республики Казахстан О государственной службе
[3] Битяк Ю.П., Зуй.В.В Административное право. Учебное пособие. Харьков.
Одиссей, 1999г , с.95.

Добавить комментарий