рЕФЕРАТ
на
тему: «Нарушение памяти»
Введение
Самая удивительная
способность человека, которую мы порой не замечаем. Эта способность развивается
у нас с детства. В редких случаях, когда люди лишаются этой способности, их
жизнь меняется радикально. Когда мы взрослеем, эта способность становится такой
важной, что любая ее ошибка может вызвать в нас желание вообще избавиться от
нее. А в пожилом возрасте потеря этой способности может стать болезненным
началом разрушения нашей личности. Речь идет о нашей памяти. Наша память
наносит на карту каждую деталь нашей жизни, она формирует нашу
индивидуальность. Наша память – это мы сами. С самого рождения наш мозг
обладает замечательными свойствами, он взаимодействует с окружающей обстановкой
и постоянно изменяется под влиянием приобретенного нами опыта. За время жизни
мы проводим в среднем 58 отпусков, заводим 1700 друзей и знакомых, прочитываем
2100 книг и просматриваем 5800 кинофильмов, в нашей голове хранится не просто коллекция
фактов и цифр, это опыт, который и формирует нашу жизнь и все это благодаря
почти мистическому процессу. Создавая новые связи между собой, клетки нашего
мозга не только реагируют на обстановку, они записывают ее, они создают наши
воспоминания. Память обладает важным свойством, она создает наше прошлое, она
обеспечивает наше будущее, она позволяет решать проблемы и конечно же она
наделяет нас языком. Привычка запоминать кажется нам второй натурой, она не
возникает сама по себе.
Обычно у взрослых
остается мало воспоминаний о своем детстве, до пяти лет. Это детская амнезия.
Люди почти не помнят себя в трехлетними или младше. Перед тем как у детей
начинает формироваться память о том, что с ними происходило, дети должны
выработать чувство собственного ’’Я”. Это и есть пусковой механизм автобиографической
памяти. Память о происходящем может присутствовать и до этого, мы можем помнить
всякие события, кроме тех, что происходили с нами, это были просто события.
Появление чувства собственного я, позволяет лучше запоминать эти события, они
становятся не безличными, а автобиографическими. Это фундаментальное
составляющее человеческой личности, поворотный пункт, когда мы начинаем
запоминать события своей жизни, из них складываются этапы биографии. Несмотря
на то, что в пять лет мы обладаем столь сложным умением, анатомическая основа
памяти сформирована лишь частично, она будет развиваться в течение детства, мы
будем принимать ее как само собой разумеющееся, то без чего трудно представить
жизнь.
Память – это содержимое
клетки. Она определяет нашу личность, позволяет строить планы, она заключает в
себя наш потенциал, который мы разделяем с людьми при общении.
Данная тема является
актуальной, так как ученные до сих пор не открыли все тайны нашей памяти.
Существует много заболеваний, которые нарушают нашу память и психику, из-за
которых наша жизнь может полностью измениться и далеко не в лучшую сторону.
Роль
гиппокампа
память заболевание психика
Гиппокамп — это часть
лимбической системы головного мозга. Участвуют в механизме формирования эмоций,
помогают переходу кратковременной памяти в долговременную.
Гиппокампы используются
для обработки и хранения пространственной информации. Нейроны гиппокампа имеют
области, чувствительные к положению в пространстве. Гиппокамп необходим для
решения даже простейших задач, которые требуют пространственной памяти,
например, дойти до магазина рядом с домом. Без полностью функционирующего
гиппокампа, люди могут не вспомнить, как добраться до места назначения и где
они были; один из самых распространенных симптомов амнезии это потеря
ориентации в местности . Томография мозга показывает, что гиппокамп наиболее
активен у людей, которые успешно перемещаются в пространстве.
Ученные доказали, что
гиппокамп играет роль в поиске кратчайших путей между уже хорошо известными
местами. Например, таксистам необходимо знать много мест и короткие пути между
ними. Ученные Лондона в 2003 году пришли к выводу, что гиппокама у таксистов
намного больше чем у других людей. Еще не выяснено, помогает ли изначально
большой гиппокамп стать опытным таксистом, либо постоянное нахождение короткого
пути приводит к его увеличению. Также ученые обнаружили, что чем больше человек
работает таксистом, тем больше его правая часть гиппокамп.
Гиппокампы
исключительно важны для памяти, потому что они получают информацию о
произошедшем с нами событий, помимо нашего сознания. Гиппокампы никогда не
спят, потому что они регистрируют каждое событие в любой момент, когда оно
происходит. Если гиппокампы не реагируют автоматически, то человек неспособен
запоминать даже самые необходимые вещи.
Если у человека поражены
оба полушария головного мозга, это приводит к тому, что человек не может
зарегистрировать информацию в памяти. Даже если человек пользоваться ранее
приобретенными навыками или сохранит способность помнить события прошлого, он
не будет способен к запоминанию новой информации, как если бы эта способность
исчезла вместе с гиппокампом. Несмотря на то, что структуры гиппокампа являются
ключевыми для функционирования памяти, существуют другие системы головного
мозга, также участвующие в деятельности памяти. В действительности, информация,
предназначающаяся для хранения, перемещается по ряду структур головного мозга,
в которых она затем будет запомнена.
Гиппокампы – ключевые
точки в сети всей памяти. На снимках РМТ, у здоровых людей, гиппокампы видны,
вполне, отчетливо, они миндалевидные, плотные, мясистые и расположены
симметрично. У людей с нарушенной памятью, гиппокампы примерно в два раза
меньше.
Нарушение памяти в пожилом возрасте
Наш возраст изменяет
воспоминания, хотим мы этого или нет. Примерно с двадцати лет наш мозг начинает
сжиматься, теряя примерно два процента веса и объемы за каждые последующие
десять лет. В зрелом возрасте, в 27 лет, наша память начинает угасать. После
сорока лет клетки головного мозга начинает гибнуть в количестве десять тысяч в
день. В пожилом возрасте память подходит к своему закату. Наш мозг стареет, так
же как и наше тело, и это сказывается на памяти, потому что наше способность
создавать воспоминания зависит от работы мозга. Ключевой элемент мозга – белое
вещество. Это как кабель, которые связывают различные части мозга и позволяют
им общаться друг с другом. В мозге пятидесятилетнего человека нет изменения в
белом веществе – это здоровый мозг. А если посмотреть на снимки
восьмидесятилетнего человека, то там существуют изменение в белом веществе.
Причины возрастных изменений белого вещества в том, что кровоснабжение мозга
уже не такое хорошее, как в молодости, и это вызывает повреждение кабелей. И
дело не только в проводах, химические агенты, несущие сигналы через мозг тоже
изменяются. Эти химические проводники очень важны для общения клеток мозга
между собой и по мере старения, они подвергаются огромным изменениям. С молодого
возраста до восьмидесяти, девяносто лет, количество этих веществ снижается на
50 процентов.
В процессе нормального
старения, мы замечаем небольшие изменения. Но самое замечательное в том, что
многие сохраняются, и в девяносто лет человек обычно способен помнить события
детства, например, он может сосредоточиться и вспомнить, что случилось в
средней школе. Если все идет нормально, этот объем памяти сохраняется в течение
всей жизни.
Болезнь Альцгеймера
При болезни Альцгеймера
вырабатываются токсичные белки, они встраиваются в мозг и нарушают его функции.
Болезнь Альцгеймера означает, что мозг изнашивается в тех самых отделах мозга,
которыми мы пользуемся, чтобы думать. Позже при болезни Альцгеймера формируется
очаги патологии. Это означает, что высокая интенсивность метаболизма,
энергетическая активность, сосредоточенные в этих отделах, и служат основой для
формирования болезни Альцгеймера. Это позволяет сравнить нашу память с
механизмом, те части мозга, которые отвечают за память, работают интенсивнее и
быстрее изнашиваются.
Болезнь Альцгеймера –
неизлечимая болезнь, которая чаще всего наблюдается у людей старше шестидесяти
пяти лет. Но существует и ранняя болезнь – редкая форма заболевания.
У каждого человека эта
болезнь протекает по своему, но существуют общие симптомы. Например, человек не
может запомнить ранее заученную информацию. Первые заметные симптомы обычно по
ошибке связывают с влиянием стресса или с преклонным возрастом. С развитием
болезни проявляются такие симптомы как раздражительность, спутанность и
агрессивность. Настроение у человека колеблется, нарушается способность
понимать и говорить сказано, теряется долговременная память и общее
самоустранение больного от дел по мере затухания сознания. Болезнь может привести
к смерти из-за постепенной потери функций организма.
Вот некоторые
симптомы:
1.
Человек
пытается выяснить ответ на один и тот же вопрос несколько раз, так как он
забыл, что собеседник ответил.
2.
Повторение
одной и той же истории, дословно, снова и снова.
3.
Человек
чувствует себя неловко в знакомой среде, так как он считает, что не знает их.
4.
Не
способен оплачивать свои счета.
5.
Человек
пренебрегает водными процедурами, носит одну и ту же одежду много раз, также
настаивает, что он недавно принимал ванну и его одежда все еще чистая.
6.
Человек
забыл, как совершать действия, которые он раньше делал без какого либо труда.
7.
Полагаться
на кого-нибудь в принятии решении, которые он сам решал раньше.
Корсаковский синдром
Люди,
страдающие Корсаковским синдромом, не способны запомнить информацию на текущее
событие (фиксационная амнезия). При этом страдают фиксация впечатлений и
репродукция. Так же наблюдается амнестическая дезориентировка во времени, то
есть человек теряется во времени.
Формальные процессы
мышления поражаются в несколько меньшей степени. Так, пациент, после еды тут же
о ней забывает, однако способен еще сносно играть в шахматы (правда, если доска
с фигурами находится перед глазами). Ходы в игре носят ситуационный характер —
о том, какими они были задуманы несколько минут назад, больной не помнит.
Больные, проблемы с
памятью не осознают, поэтому жалоб у них нет. Но часто они пытаются
замаскировать провалы памяти. Люди чувствуют недостаток памяти, но часто очень
быстро забывают об этом.
Наблюдается при
органических поражениях мозга, вызванных интоксикациями, травмами, инфекциями,
алкогольным полиневритическим психозом (корсаковский психоз), опухолями,
инсультами. Больные не способны запомнить обстановку, окружающих лиц, не
ориентируются в месте и времени, не помнят, с кем они только что разговаривали,
чем занимались, но могут рассказывать о своем участии в событиях, которые якобы
только что происходили и которых на самом деле не было (конфабупяции).
Выявляются повышенная истощаемость, вялость, адинамия. Фон настроения может
быть апатическим, подавленным, эйфорическим. Время от времени возникают
отдельные галлюцинации, нестойкие бредовые идеи, о которых тут же забывается.
Внешне поведение
больных упорядоченное. Отмечаются лишь малоподвижность, отсутствие инициативы.
Настроение чаще безразличное, иногда сниженное, со слабостью, повышенной
утомляемостью, раздражительностью; в ряде случаев благодушно-приподнятое
(эйфория). При грубом расстройстве запоминания сохраняются память на события,
происходившие до болезни, на профессиональные знания, прежний опыт. Мышление
как бы обусловлено только внешними впечатлениями. Отсутствует внутренняя
активность, направленность на достижение определенной цели.
Тем не менее, больные
сохраняют способность разумно рассуждать, делать верные умозаключения, если не
требуется опоры на воспоминания о текущих событиях.
Дефект памяти со
временем может сглаживаться, быть неизмененным, но в случае прогрессирования
болезни к фиксационной амнезии присоединяется амнезия ретроградная. Выделяют
непродуктивный вариант Корсаковского синдрома — фиксационная амнезия с
благодушным настроением, но без конфабуляции. Корсаковский синдром наблюдается
при интоксикациях, черепно-мозговых травмах, инфекционных заболеваниях,
сосудистых процессах (нарушения васкуляризации в области гиппокампа,
лимбических структур). В качестве самостоятельного выделяется не всеми.
Заключение
В данном реферате было
рассмотрено некоторые виды нарушения памяти, причины их возникновения и
синдромы. Но нужно осознавать, что не вся наша память изучена полностью. Для
ученных все еще остается загадкой, например, то, как мы можем запомнить такое
огромное количество информации. Существует еще один интересный факт на счет
нашей памяти. Ученные долгое время думали, что за воспоминание из прошлого и
мыслей о будущем отвечают разные участки нашего мозга, так как, когда мы
вспоминаем прошлое, мы соединяем картинки в мозге и получаем воспоминания. Но
как показали исследования, за эти два функция отвечает одни и те же участки
нашего мозга. Нарушение памяти – это не просто потеря памяти, это также потеря
своей личности. Память формирует индивидуальность, характер человека.
К концу жизни наша
память наполняется опытом, тайнами, мечтами. Но в момент смерти, они
высвобождаются в одном безмолвном и невидимом выбросе. Возможность помнить
прошлое – это одно из чудес природы, она очень необычная. Наша память
развивается с нами всю жизнь, она содержит все о нас. Наша память – это мы сами.
Список используемой литературы
1.
Гершон
Э.С., Ридер Р.О. Важнейшие психические расстройства и мозг // В мире науки,
1992.
2.
Дмитриева
Т.Б., Дроздов А.З., Коган Б.М., Маньковская И.В., Наумович А.О., Сафуанов Ф.С.,
Филатов Т.С. Депрессивные синдромы при психопатиях (клинические,
психологические и нейрохимические аспекты // Социальная и клиническая
психиатрия, 1994, том 3, №3.
3.
_Гамезо
М.В, Домашенко И.А Атлас по психологии // Уч пос 2004 276с
4.
Палмер
Д., Палмер Л. Эволюционная психология.Секреты поведения Homo sapiens.
5.
Гендерная
психология_Бендас Т.В_Уч пос_2006 431с
Оглавление
Введение.
Роль
гиппокампа.
Нарушение памяти в пожилом возрасте.
Болезнь
Альцгеймера.
Корсаковский синдром.
Заключение.
Список используемой литературы.
Реферат по курсу
Психология на тему:
«Способности и
возраст»
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
1. СПОСОБНОСТИ
1.1 СТРУКТУРА СПОСОБНОСТЕЙ
1.2 УРОВНИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ
1.3 СПОСОБНОСТИ И ЗАДАТКИ
2. ЗАДАТКИ
3. ВЗАИМОСВЯЗЬ СПОСОБНОСТЕЙ И ВОЗРАСТА.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Встречаясь в жизни с различными
людьми, наблюдая за ними в работе, сопоставляя их достижения, сравнивая темпы
их духовного роста, мы постоянно убеждаемся в том, что люди заметно отличаются
друг от друга по своим способностям.
Всякая деятельность сложна и многогранна. Она предъявляет различные
требования к психическим и физическим силам человека. Если наличная система
свойств личности отвечает этим требованиям, то человек способен успешно и на
высоком уровне осуществлять деятельность. Если такого соответствия нет, то у
индивида обнаруживается неспособность к данному виду деятельности.
Способности человека не берутся из воздуха. Их фундаментом являются
задатки, которые есть у человека с самого его рождения и они многозначны. На
основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности в
зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью.
Способности образуются в ходе жизни людей, изменяются с изменением
объективных условий, а следовательно, воспитываются и преобразуются. Таким
образом, способности человека, развиваются с возрастом и самим человеком.
Человеческие способности это величайший из даров природы. Этим даром
награждён каждый человек. Но разница лишь в том, что свои дары природа поровну
не делит и кого-то награждает больше, а кого-то меньше.
Чем
раньше мы обратим внимание на наши задатки и способности, тем раньше сможем
развить их или помочь в определении рода занятия. Ведь человек всегда стоит на
перепутье дорог с вопросом (куда пойти учиться, работать и чем хотелось бы
заниматься, что бы это доставляло не только удовольствие, но и приличный
доход).
1.
Способности
Способности это такие психологические особенности человека,
от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые
сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся.[3]
Способности это индивидуально-психологические особенности
личности, являющиеся условиями успешного осуществления данной деятельности и
обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми для нее знаниями,
умениями и навыками. [3]
Пока человек не начал определенной деятельности, у него
существуют только потенциальные способности к ее выполнению, являющиеся
свойствами его личности, частично развившимися из его задатков, но более
сформированными его опытом. Но как только он начинает эту деятельность, его
потенциальные способности становятся актуальными способностями, не только
проявляющимися, но и формирующимися в этой деятельности.
Наиболее общей классификацией способностей является деление
их на две группы: общие и специальные.
Под общими способностями понимается такая система
индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает относительную
легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов
деятельности. Общие способности есть следствие, как богатого природного
дарования, так и всестороннего развития личности.[1]
Под специальными способностями понимают такую систему свойств
личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо
специальной области деятельности, например литературной, изобразительной,
музыкальной, сценической и т. п.
Есть,
например, способности, от которых зависят успехи в обучении. Они определяются
скоростью и качеством приобретаемых человеком знаний, умений, навыков. Есть
также музыкальные, художественно-изобразительные, литературные,
лингвистические, математические, организаторские и множество других
способностей. Число человеческих способностей соответствует разнообразию видов
деятельности, в которые включаются люди.
Способности и знания, умения, навыки взаимосвязаны, но не
тождественны. По отношению к знаниям, умениям, навыкам, мастерству способности
человека выступают как возможность с той или иной степенью быстроты и эффективности
их приобретать и увеличивать. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях,
навыках и мастерстве, а в динамике их приобретения и развития, скорости,
легкости и прочности овладения мастерством и наращивания его.
1.1
Структура способностей
Каждая способность
имеет свою структуру, где можно различить опорные и ведущие свойства. Например,
основным свойством способности к изобразительному искусству будет высокая
природная чувствительность зрительного анализатора, развивающаяся в процессе
деятельности: чувство линии, пропорции, формы, светотени, колорита, ритма. К
опорным свойствам относятся также сенсомоторные качества руки художника, и
наконец, высокоразвитая образная память.
К ведущим свойствам
относятся свойства художественного воображения. Благодаря им улавливается
существенное и характерное в явлениях жизни, производится обобщение и
типизация, создается оригинальная композиция. В качестве необходимого фона этой
способности выступает определенная эмоциональная настроенность и эмоциональное
отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению.
1.2
Уровни развития способностей
Структура
способностей зависит от развития личности. Выделяют два уровня развития
способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящейся на первом
уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать знания,
овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу. На втором
уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.
Следует
иметь в виду, что всякая репродуктивная деятельность включает элементы
творчества, а творческая деятельность включает и репродуктивную, без которой
она вообще немыслима. В процессе, овладения знаниями и умениями, в процессе
деятельности человек «переходит» с одного уровня на другой, соответственно изменяется
и структура его способности. Как известно, даже очень одаренные люди начинали с
подражания, а затем только по мере приобретения опыта, проявляли творчество.
Самый
высокий уровень развития и проявления способностей обозначается терминами
талант и гений. Талантливые и гениальные люди достигают в практике, искусстве,
науке новых результатов, имеющих большое общественное значение. Гениальный
человек создает нечто оригинальное, открывающие новые пути в области научных
исследований, производства, искусства, литературы. Талантливый человек также
вносит свое, но в пределах уже определившихся идей, направлений, способов
исследования. Наиболее благоприятные условия для формирования талантливости и
гениальности возникают при всестороннем развитии личности.
1.3 Способности и задатки
Каждый
человек рождается с определенным индивидуальным набором врожденных свойств,
определяющих особенности его психической активности. Однако эти врожденные
свойства еще не являются способностями, поскольку они не включены ни в какие
виды человеческой деятельности (со всеми ее специфическими атрибутами —
осознанностью, целенаправленностью и т.д.). Врожденные свойства являются только
некоторыми предпосылками к выполнению той или иной деятельности, содержание
которой задается конкретными культурно-историческими условиями.
Врожденные
индивидуальные особенности, способствующие или препятствующие овладению или
выполнению деятельности, являются, следовательно, не способностями, а задатками.
2. Задатки
Задатки
это врожденные анатомо-физиологические особенности человека: преобладающий
тип высшей нервной деятельности, особенности развития отдельных структур
головного мозга, правого и левого полушарий и т.д., благодаря которым у
человека могут успешно формироваться и развиваться способности.
Задатки
не малозначимы, они могут развиваться в различных направлениях, превращаясь в
различные способности. Они бывают разных видов. Одни из них не определяют ни
содержания способностей, ни уровня возможных достижений, их значение
ограничивается тем, что они лишь придают своеобразие процессу развития
способностей, облегчают или затрудняют их развитие. К этой категории задатков
можно отнести, например, типологические свойства нервной системы. Другие
задатки, не определяя узко и жестко содержание способностей, по-видимому,
все-таки больше влияют на их содержательную сторону.
Только
при наличии хороших задатков способности могут развиваться очень быстро даже
при неблагоприятных жизненных обстоятельствах. Однако даже прекрасные задатки
сами по себе автоматически не обеспечивают высоких достижений. С другой
стороны, и при отсутствии хороших задатков (но не при полном их отсутствии)
человек может при определенных условиях добиваться значительных успехов в
соответствующей деятельности.
Сравнение
задатков с почвой, а способностей с тем, что на ней может вырасти, конечно же,
только аналогия, но она позволяет понять проблему соотношения между
предпосылками развития (задатками) и результатом развития (способностями), не
впадая в крайности, не преувеличивая, но и не отрицая роли врожденного. [4]
3.
Взаимосвязь способностей и возраста
Безусловно, способности
развиваются на протяжении всей жизни, потому что они тесно связаны с развитием
личности человека, которая не устает совершенствоваться. Однако большей частью
способности раскрываются и развиваются в детстве.
Развитие способностей у
детей происходит в процессе обучения и воспитания. Способности у ребенка
формируются в процессе обучения материальной и духовной культуры, техники,
науки и искусства. Предпосылкой этому развитию служат врожденные задатки. Они
одновременно и общие у всех людей, и совершенно свои у каждого человека. В
процессе развития человека и его личности задатки превращаются в многообразные
и более совершенные способности. Самые первые проявления задатков превращают их
в элементарные способности.
Вместе с тем каждая начинающаяся складываться
способность является как бы задатком для дальнейшего развития способностей.
Каждая способность, проявляясь, вместе с тем развивается, переходит на высшую
ступень, а переход ее на высшую ступень открывает возможности для новых, более
высоких ее проявлений. Роль задатков в развитии различных способностей
различна. Она более значительна и специфична, например, в развитии музыканта,
в даровании которого существенную роль играют специфические врожденные
свойства слухового аппарата, чем в развитии способностей ученого
литературоведа, историка или экономиста. [5]
В развитии способностей у ребенка
существенным этапом является развитие у него так называемой готовности к
обучению. Эта готовность в обучении и формируется, конечно, на основе той
подготовки, которую дает дошкольное воспитание. Эта способность к обучению не
угасает в школьном возрасте, как склонны утверждать те, кто связывает ее с определенным
периодом возрастного созревания. Практика массового обучения взрослых при
ликвидации безграмотности в Советском Союзе это доказала. Но, конечно, юные
годы все же исключительно благоприятная пора для учения; в процессе этого
учения совершается формирование способностей, которые открывают более широкие
возможности для успешного дальнейшего учения и совершенствования в зрелые годы.
[5]
В способностях детей всегда
проявляется индивидуальные различия. Они могу проявиться в успешной учебе, в
том, что у разных детей различные склонности к разным предметам, и они с разной
глубиной осваивают знания. Однако успех в чем-либо нельзя превращать в критерий
одаренности, потому что у детей может быть разная мотивация. Поэтому одни и те
же успехи разных учеников могут быть показателями различных способностей. А при
одних и тех же способностях успехи могут быть разными.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Способности
формируются и развиваются в процессе деятельности на основе задатков —
наследственных и врожденных психологических качеств человека. Следовательно,
для развития способности к какому-либо виду деятельности необходимо непременное
выполнение этой деятельности. Способности характеризуют человека как субъекта
деятельности.
В результате индивидуального
жизненного пути у человека формируется — на основе задатков — индивидуально
своеобразный склад способностей.
Развитие человека, в
отличие от накопления опыта, овладения знаниями, умениями, навыками, это и есть
развитие его способностей, а развитие способностей человека это и есть то, что
представляет собой развитие как таковое, в отличие от накопления знаний и
умений.
Лучшим периодом
развития способностей является детство. Именно этот период жизни человека
является самым благоприятным, потому что идет узнавание мира и сначала не
произвольно развиваются некие способности, а потом уже и родители, и в школе
помогают их развивать. В дальнейшем, на протяжении всей своей жизни, человек
продолжает развивать новые и совершенствовать старые способности. Но этот
процесс уже происходит значительно медленнее.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Ананьев Б.Г. Человек как предмет
познания. – Л.: Лениздат, 1999.
215
с.
2.
Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л.
Психология. – М.: Высшая школа, 1989. 96 с.
3.
Кузин В.С. Психология. – М.:
Высшая школа, 1984. 88с.
4.
Лейтес, Н. С. Ранние проявления
одаренности / Н. С. Лейтес // Вопросы психологии. 1988. № 4. С. 98- 107.
5.
Рубинштейн, С. Л. Основы общей
психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб., 2002.