Краткие характеристики экономических регионов России

I. Северо-западный экономический район.
1. Состав района:
— Санкт-Петербург, Ленинградская, Новгородская и Псковская области;
— 200000 км2;
— 8 млн. человек.
2. Общие особенности региона:
— удобное транспортное положение (Москва, Европа, Восток);
— приморское положение;
— крупный научный центр (наукоемкость в 3 раза выше средне российской);
— большая роль ВПК (более 70 %).
3. Природные ресурсы:
— бокситы;
— лесные (45 %);
— торф;
— водные.
Район беден природными ресурсами.
4. Население и трудовые ресурсы:
— очень высока плотность населения (41 чел. на 1 км2);
— повышенный показатель урбанизации (87 % жителей – городское население);
— сильный отрицательный прирост (10 % за 10 лет);
— высокий кадровый уровень.
5. Основные отрасли промышленности:
Концентрируются в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
А) Машиностроение (26 % всей продукции района):
— судостроение;
— электротехническое машиностроение (турбины);
— сельскохозяйственное машиностроение (тракторы).
Б) ВПК – оптика, системы наведения.
В) Химический комплекс:
— фармация (положительное развитие – 30-40 % прибыли);
— производство удобрений.
Г) Лесная отрасль – мебель, бумага).
Д) Товары народного потребления.
Е) Электроэнергетика (работает на привозном сырье, ЛАЭС).
Ж) Транспорт:
— ж/д (более 50 % всех перевозок страны);
— речной и морской транспорт;
— ввоз преобладает над вывозом (отрицательное сальдо);
З) Наличие рекреационного хозяйства – музеи, памятники и пр.
6. Основные проблемы:
— ввоз энергоресурсов;
— неудачная конверсия;
— недостаток металла;
— большая экономическая безработица;
— высокий криминальный фон.

II. Северный экономический район.
1. Состав района:
— Архангельская, Вологодская, Мурманская области, республики Коми и
Карелия;
— 1500 тыс. км2;
— 6 млн. чел. (самый малочисленный экономический район).
2. Общие особенности региона:
— наличие крупного морского хозяйства;
— лесная промышленность (42 % всей бумаги производится здесь);
— наличие огромных природных ресурсов (уголь, нефть, газ – Тимано-Печорская
нефтегазовая провинция);
— экстремальные природно-климатические условия.
3. Природные ресурсы:
— нефть, газ
— угольные ресурсы (Печорский угольный бассейн);
— железные руды (Кольский п-ов, «Северсталь»);
— сырье для цветной металлургии:
бокситы (Средне-Тиманский рудник);
медно-никелевая руда (Кольский п-ов);
редкоземельные металлы;
алмазы (Архангельск);
лес (10 % от всех лесных ресурсов России) – низко технологическое
производство;
водные ресурсы.
4. Население и трудовые ресурсы:
Самый малочисленный район.
— плотность населения 4 чел./км2;
— высокий уровень урбанизации (76 % городского населения);
— резкий отток кадров.
5. Основные отрасли промышленности:
Резкий спад, падение за последний год на 40 %, общее падение более 50 %.
Причины: распад хозяйственных связей.
Отрасли:
— лесная – 21 %;
— черная металлургия – 20 %;
— электроэнергетика – 13 %;
— топливная промышленность – 10 %.
Лесная: одна из главных.
— производство бумаги;
— мебельное производство (слабо конкурентное).
Металлургическая промышленность:
Череповецкий металлургический комбинат (АО «Северсталь») – 2 место в РФ по
удельному весу;
— 4.5 млн. т. стали ежегодно;
— 1/6 всего российского проката;
— объем прибыли 300 млн. $;
— конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынке.
Машиностроение:
— судостроение для Арктики.
Химическая промышленность:
— фосфатные удобрения из отходов металлургии.
Топливно-энергетический комплекс:
Концентрируется в Ненецком автономном округе.
А) угольная промышленность (Печорский угольный бассейн), 1/10 всего
российского угля; глубокое залегание, дорогая добыча.
Б) нефть (Тимано-Печорская провинция) – 3 место по добыче и объемам нефти в
РФ. Идет рост добычи.
В) электроэнергетика (ТЭЦ на своем угле, Кислогубская приливная
электростанция).
АПК:
— сельхозугодья занимают 2 % территории района;
— животноводство – 80 % (оленеводство);
— рыбная промышленность (треска, селедка), 1/5 часть всей российской рыбы.
Транспорт:
— ж/д – 70 % грузооборота; вывоз угля, продукции машиностроения; ввоз
продуктов пищевой промышленности, ТНП;
— газопровод «Сияние Севера»;
— Северный морской путь – лес, металлы, продукты питания.
6. Основные проблемы:
— северный завоз, его ухудшение;
— кризис в угольной промышленности;
— слабая социально-культурная инфраструктура.

III. Центральный экономический район.
1. Состав района:
— Москва, Московская область
области:
— Брянская; Владимирская; Ивановская; Калужская; Костромская; Орловская;
Смоленская; Тверская; Тульская; Ярославская.
— 500 т. км2;
— 30 млн. чел
2. Общие особенности региона:
— столичное значение;
— на пересечении важнейших транспортных путей;
— мощная промышленность (1 место по ВВП);
— высокая степень освоенности;
— высококвалифицированные кадры, наукоемкое производство; большое
количество учебных заведений.
3. Природные ресурсы:
Бедные природные ресурсы.
— строительные материалы (известняк);
— железная руда (Тула);
— имеется бурый уголь невысокого качества (Подмосковный буроугольный
бассейн);
— торф.
Недостаток топливных ресурсов определяет ввоз нефти и газа.
4. Население и трудовые ресурсы:
— плотность 62 ч./км2 (Москва – 333 ч./км2);
— очень урбанизирована (83 %);
— очень высококвалифицированные кадры;
— наличие существенной безработицы:
ВПК, легкая промышленность, гуманитарии, наукоемкие производства.
5. Основные отрасли промышленности:
Машиностроение (1 место в РФ):
— полный производственный цикл всех подотраслей;
— сложное и точное машиностроение (радиотехника, электроника,
станкостроение);
— автомобилестроение (АЗЛК, ЗИЛ);
— ж/д машиностроение (тепловозы – Коломна, пассажирские вагоны – Тверь,
вагоны метро – Мытищи);
— авиапромышленность (Москва) – сложность сбыта;
— с/х машиностроение (трактора, комбайны – сложность сбыта);
— станко- и приборостроение.
Химическая промышленность:
— удобрения (Воскресенск) – 10 % от российского производства;
— нефтеперерабатывающий завод (570 млн. $ — объем реализации);
— шинное производство.
Проблемы с энергией и водой.
Легкая промышленность:
— 1/3 всей российской промышленности;
негатив:
— сокращение сбыта;
— конкуренция импорта;
— сырьевая проблема.
Полиграфическая промышленность:
— самая крупная полиграфическая база.
Энергетика:
— крупнейшее производство электроэнергии (Мосэнерго на 1 месте в РФ);
— мало своих ресурсов, ввоз газа, электроуглей.
Остальные отрасли:
— наличие черной металлургии (Новотульский комбинат);
— АПК:
зерновые (50 % площадей);
прокормить себя не может, т.е. завоз.
мощная кондитерская промышленность.
— транспортная отрасль (1 место по РФ), 11 линий, огромная интенсивность,
самые протяженные дороги в РФ;
— главный аэромост РФ: Внуково, Шереметьево, Быково, Домодедово;
— продукция бытового-культурного назначения: хрусталь, роспись, фарфор,
лаковая миниатюра.
6. Основные проблемы:
— ввоз продуктов питания;
— ввоз энергоресурсов;
— кризис машиностроительного производства;
— политические проблемы.

IV. Волго-Вятский экономический район.
1. Состав района:
— Нижегородская, Кировская области;
— республики:
Мордовия;
Чувашия;
Марий-Эл.
— 265 т. км2;
— 8,5 млн. чел.
2. Общие особенности региона:
— лежит в бассейнах рек Волги и Вятки, т.е. обладает дешевым речным
транспортом. Хорошие условия для АПК;
— яркая специализация на машиностроение (50 % экономики района).
3. Природные ресурсы:
Не очень богат.
— фосфориты (50 % всех российских запасов);
— строительные материалы (гипс, цементный песок);
— водные ресурсы;
— лесные ресурсы (40 % — хвойные лесы).
Осуществляется ввоз газа, металлов, нефти.
4. Население и трудовые ресурсы:
— плотность выше среднероссийской в 4 раза (31 ч./км2);
— высокий уровень урбанизации (70 %);
— резкая убыль населения (смертность в 2 раза превышает рождаемость).
5. Основные отрасли промышленности:
Машиностроение:
— автомобильное (Н.Новгород, ГАЗ), объем прибыли 300 млн. $;
— судостроение («Красное Сормово», Н.Новгород) – пассажирские теплоходы.
Малый спрос;
— электротехническое машиностроение:
лампы (Саранск).
Работают на привозном металле.
Химическая промышленность:
— шинное производство;
— лесохимия;
— полимеры, пластмассы.
Лесная промышленность:
— Балахнинский ЦБК.
ТЭК:
— существенный энергодефицит, ввоз энергии;
— ввоз угля, газа, нефти.
АПК:
— достаточно сильно развит;
— полностью обеспечивает внутренние потребности;
— главная отрасль – растениеводство, зерновые культуры;
— технические культуры: лен, конопля;
— переработка АПК – консервирование.
Сильный износ основных фондов, 2/3 из них еще довоенные.
Транспортное хозяйство:
— ж/д – 2/3 всех грузоперевозок;
— речной транспорт – 1 место по грузообороту;
— трубопроводы (Алметьевск – Н.Новгород (нефть)),
Отрицательное сальдо торгового баланса.
6. Основные проблемы:
— дефицит топливно-энергетических ресурсов;
— недостаток металла для машиностроения;
— технологическая отсталость АПК.

V. Центрально-Черноземный экономический район.
Состав района:
Области:
— Белгородская;
— Воронежская;
— Курская;
— Липецкая;
— Тамбовская.
— 170 т. км2;
— 8 млн. чел.
Общие особенности региона:
— самая большая железно-рудная база страны (КМА);
— АПК хорошо развит – продуктовая база страны.
Природные ресурсы:
— железные руды (КМА) на триллионы тонн, длина аномалии – 600 км., очень
богатые руды;
— медно-никелевые руды (3 место в РФ после Норильского никеля и Кольского п-
ова);
— почвы (чернозем).
Население и трудовые ресурсы:
— 47 ч./км2;
— средний уровень урбанизации (61 %);
— естественная убыль населения.
Основные отрасли промышленности:
Черная металлургия ( с 17 века) на базе КМА:
— крупнейшие ГОКи: Лебединский, Михайловский, Стойлинский.
— дешевое сырье.
Машиностроение:
многообразный характер:
— сложное и точное машиностроение;
— авиационная продукция и радиоэлектроника;
— металлоемкое производство (50 % в Воронежской области):
горнорудные и сельхозмашины.
Пищевая промышленность:
— сахар;
— мясо;
— плодоконсервирование;
Значительный износ основных фондов до 70 %.
Электроэнергетика:
— 80 % энергии от АЭС (Курская, Ново-Воронежская);
— нехватка нефти, газа, угля, т.е. завоз.
АПК:
— снабжает Центральные и Северные районы, 30 % от объемов по РФ;
— свекла;
— подсолнечник;
— зерно;
Транспорт:
— выгодное положение на пересечении ж/д путей;
— мощный транспортный комплекс;
— большой грузопоток.
Вывоз: зерно, сахар, ж/руда;
Ввоз: уголь, удобрения, нефтепродукты.
Основные проблемы:
— спад в АПК;
— падение сбыта руды и металлов.

VI. Северо-Кавказский экономический район.
1. Состав района:
Ростовская область;
Краснодарский край;
Ставропольский край;
Республики:
— Адыгея;
— Дагестан;
— Кабардино-Балкария;
— Карачаево-Черкессия;
— Северная Осетия;
— Ингушетия;
— Чечня;
— 18 млн. чел.
2. Общие особенности региона:
— между Каспийским, Черным и Азовским морями;
— наличие морского транспорта и курортных зон;
— наличие крупного АПК;
— нефтехимическая промышленность;
— национальная и политическая нестабильность.
3. Природные ресурсы:
— высоко плодородные почвы (50 % чернозема);
— газ (Дагестан);
— нефть глубокого залегания (Чечня);
— вольфрам (Карачаево-Черкессия);
— цинк (Северная Осетия);
— медь (Дагестан);
— мало леса (1/200 часть запасов РФ).
4. Население и трудовые ресурсы:
— самый многонациональный район;
— по численности на 3 месте в России;
— 64 % сельского населения;
— большая миграция (беженцы, вынужденные переселенцы).
5. Основные отрасли промышленности:
АПК (1/6 часть объемов РФ):
— Поставка зерна (Краснодар);
— 1/3 всех плодоовощных культур РФ;
— почти все виноградники;
— единственный поставщик субтропических продуктов.
Сельхозмашиностроение (Ростсельмаш);
Курортные комплексы (Кавминводы);
Угольная промышленность (восточное крыло Донбасса);
Цветная металлургия (вольфрам, молибден – Тырныауз, цинк — Владикавказ).
Транспорт:
— ж/д;
— автомобильный транспорт;
— трубопроводы (Грозный-Туапсе).
6. Основные проблемы:
— политическая, этническая нестабильность;
— высокая миграция населения, безработица;
— Северо-Кавказская железная дорога не справляется с грузопотоком
(двухколейная);
— спад с/х производства;
— сокращение спроса на агропромышленную продукции (Ростсельмаш не может
реализовать свои комбайны);
— большой разрыв в уровне развития территорий (отличие степных от горных).

VII. Поволжский экономический район.
1. Состав района:
Республики:
— Татарстан;
— Калмыкия;
Области:
— Саратовская;
— Самарская;
— Волгоградская;
— Ульяновская;
— Пензенская.
— 530 т. км2;
— 17 млн. чел.
2. Общие особенности региона:
Расположен вдоль обоих берегов Волги;
Запасы нефти в Татарстане;
Высоко развито автомобилестроение;
АПК находится в благоприятных условиях, высоко развит (1 место в РФ по
зерну).
3. Природные ресурсы:
— нефть (Ромашкинское, Альметьевское месторождения);
— газ (Астраханское месторождение);
— соль (Баскунчак).
4. Население и трудовые ресурсы:
— пестрота национального состава;
— квалифицированные рабочие кадры.
5. Основные отрасли промышленности:
Машиностроение (автомобильное):
— КАМАЗ;
— ВАЗ;
— Елабужский автозавод;
— Ульяновский АЗ.
Судостроение.
Нефтехимическая промышленность:
— Нижнекамский нефтеперерабатывающий комбинат (Татнефть);
Электроэнергетика:
— ГЭС (донор Центрального и Уральского районов).
АПК (ведущее место в России):
— пшеница;
— подсолнечник;
— мясо;
— молоко;
— шерсть;
— рыбная промышленность (Астрахань).
Транспорт:
— ж/д (много магистралей);
— речной транспорт;
— газопроводы, нефтепроводы.
Вывоз: газ, нефть, нефтепродукты, автомобили, зерно.
Ввоз: машины, лес, ТНП.

Разделен на зоны:
— Приволжье (Ульяновск, Пенза);
— Средняя Волга (Татарстан);
— Нижнее Поволжье (Астрахань, Волгоград, Саратов, Калмыкия).
6. Основные проблемы:
— относительно благополучный, без проблемный район;
— спад в машиностроении, в ТЭК.

VIII. Уральский экономический район.
1. Состав района:
Республики:
— Башкортостан;
— Удмуртия;
Области:
— Свердловская; Челябинская; Оренбургская; Пермская; Курганская;
— 820 т. км2;
— 20 млн. чел. (2 место после Центрального района).
2. Общие особенности региона:
— ВПК;
— мощный промышленный потенциал (1/3 металлорежущих станков; 35 % чугуна;
1/5 бумаги);
— выгодное географическое положение в центральной части России, на
пересечении путей на запад и восток;
— мощные природные ресурсы (ж/руда, Качканарский ГОК);
— старо промышленный район с устоявшимися связями, с большим износом
основных фондов (70-75 %).
3. Природные ресурсы:
— нефть (Башкортостан, Оренбург, Пермь);
— газ (Оренбург);
— уголь (Южно-Уральский угольный бассейн, Копейск – истощенные запасы,
среднего качества);
— ж/руда (2 место после КМА) – нет крупных и удобных к разработке
месторождений;
— бокситы (СУБР – 80 % всего сырья, убыточная добыча);
— медные руды (Красноуральск, Кировград);
— никель (Реж, Уфалей);
— цинк (Челябинский электролитно-цинковый завод);
— золото, драгоценные минералы (упадок золотодобывающей промышленности);
— не рудные полезные ископаемые:
асбест (90 % по РФ);
лес (40 % территории района)
4. Население и трудовые ресурсы:
75 % городского населения;
высокий уровень образования, подготовки кадров;
рост скрытой безработицы.
5. Основные отрасли промышленности:
ТЭК:
— недостаточная обеспеченность ресурсами;
— нефть, газ;
— электроэнергетика – Белоярская АЭС;
Черная металлургия:
— свое сырье, плюс ввозимое из Казахстана, Кольского п-ова, КМА;
— свое месторождение хромитов и ввозимые из Казахстана;
— нет коксующихся углей, целиком ввозятся;
— комбинаты: Магнитогорский, НТМК, Челябинский, Орско-Халиловский.
Цветная металлургия:
Медная промышленность:
— полный цикл переработки (Ревда, Кировград, УЭМЗ, Кыштым, Карабаш);
— алюминиевая промышленность (Богословский АЗ, УАЗ – К-Уральский);
— титан – ВСМПО.
Машиностроение:
— весь спектр машиностроения, около 150 предприятий (буровое, горное,
станкостроительное, производство турбин);
Химическая промышленность:
— минеральные удобрения, калий, азот (Пермь);
— на отходах металлургии;
— производство шин;
— смолы, пластмассы.
Лесная промышленность:
— бумага;
— мебель.
АПК:
— зона рискованного земледелия;
— на юге района – 60 % зерна, картофель. Все для собственных нужд.
Транспорт:
— ж/д;
— трубопроводы (из Западной Сибири в Европейскую часть) – нефть и газ.
6. Основные проблемы:
— ввоз топливных и энергетических ресурсов;
— спад в машиностроении и ВПК;
— экологические проблемы;
— износ основных фондов.

IX. Западно-Сибирский экономический регион.
1. Состав района:
Республика Алтай;
Области:
— Тюменская (Ханты-Мансийский, Ненецкий округа);
— Кемеровская:
— Новосибирская;
— Томская;
— Омская.
— 2,5 млн. км2;
— 15 млн. чел.
2. Общие особенности региона:
Сильно развита топливно-энергетическая база (уголь Кузбасса, нефть Тюмени).
3. Природные ресурсы:
— наличие нефти, газа площадь (нефтяной провинции – 1,7 млн. км2);
— среднее Приобъе – Нижневартовск (1/20 всей нефти Сибири);
— Приполярный район – Уренгой;
— Заполярье – Ямбург;
— п-ов Ямал;
— район дает ѕ нефти и 9/10 газа от всей добычи по РФ.
Уголь: Кузбасс (600 млрд. тонн – высококачественный, пласты мощные,
близко к поверхности);
Руды:
— ж/руда (Западно-Сибирский железно-рудный бассейн) – Новокузнецкий и
Западно-Сибирский комбинаты;
— марганец (Кемерово);
— ртуть;
— лес (12 % от всей РФ, 75 млн. га).
4. Население и трудовые ресурсы:
15 млн. чел.
— 72 % городского населения;
— национальный состав: 9/10 русские; ханты, манси, др.
5. Основные отрасли промышленности:
Нефтегазовый комплекс:
— нефтедобыча (Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск);
— газ (Надым, Уренгой, Новоуренгой, Ямбург);
— нефтепроводы (Сургут-Курган-Самара; Нижневартовск-Красноярск);
— газопроводы (Игрим-Серов-Екатеринбург; Уренгой-Челябинск; Медвежье-Казань-
Н.Новгород-Москва; Уренгой-Минск-Западная граница).
Угольно-металлургический комплекс:
— Кузбасс – высококачественные коксующиеся угли;
— Кузнецкий и Западно-Сибирский металлургические комбинаты, полный цикл
переработки.
Машиностроение:
— нефтегазовое и угольно-добывающее;
— энергетическое (турбины, котлы);
Лес:
— на базе огромных запасов;
— вдоль ж/д магистрали;
— большое производство фанеры.
АПК:
— собственные потребности удовлетворяются частично картофелем, овощами,
зерновыми;
— полный ввоз теплолюбивых растений.
Подрайоны:
— Кузнецко-Алтайский район (Кемерово, Новосибирск, Алтай);
— Западно-Сибирский район (Тюмень, Омск, Томск).
6. Основные проблемы:
— не адекватность специализации машиностроения нуждам региона;
— не достаточное обеспечение продовольствием, ТНП, низкий уровень АПК;
— есть проблемы во взаимоотношениях с автономными округами.

X. Восточно-Сибирский район.
1. Состав района:
Республики: Тува; Хакасия; Бурятия.
Области: Иркутская; Читинская; Красноярский край.
— 4,1 млн. км2;
— 9 млн. чел.
2. Общие особенности региона:
— огромная территория (тундра, вечная мерзлота);
— много природных ресурсов, но слабо освоенных.
3. Природные ресурсы:
Уголь: 3,7 трлн. т. (1/2 всей России);
— Канско-Ачинский бассейн (вдоль Транссиба) открытый способ;
— Минусинский бассейн (вверх по Енисею) шахты;
— Иркутское месторождение;
— Тунгусский бассейн (между Леной и Енисеем) – очень слабо освоен.
Нефть: Иркутская область, Эвенкия – добыча не ведется;
Энергетические ресурсы: мощные ГЭС (Енисей, Ангара и др.);
Ж/руда: богатые магнетиты (по Ангаре);
Руды цветных металлов: свинцово-цинковые (Красноярский край); медные руды;
никель (Норильска); бокситы; молибден и олово; золото.
Лес (1 место в РФ): Ѕ объема заготовок леса по РФ, 50 % территории района,
93,6 % леса – хвойные;
Водные ресурсы – озеро Байкал, Енисей, Ангара и пр.
4. Население и трудовые ресурсы:
— 9 млн. чел.;
— плотность – 2 ч./км2;
— 72 % городского населения;
— высокий уровень безработицы;
— многонациональный состав.
5. Основные отрасли промышленности:
Специализация – заготовка сырья, первичная обработка.
ТЭК:
— уголь (Канско-Ачинский бассейн);
Электроэнергетика:
— крупнейшая ГРЭС;
— крупнейшие ГЭС: Саяно-Шушенская, Красноярская, Братская, Усть-Илимская.
Характерно: большая часть энергии вывозится; основа для работы
алюминиевых предприятий в этом районе.
Горно-металлургический комплекс:
— медь и никель (Норильский никель – 1 место в мире по никелю, 2 место в РФ
– по черновой меди);
— алюминий – самая большая алюминиевая база страны (Красноярский АЗ,
Братский АЗ, Саянский АЗ, Шелеховский АЗ).
Особенности: дешевая электроэнергия, заводы-сверхгиганты, частично
используется свое сырье. Ачинский глиноземный завод.
Лесная промышленность:
— много сырья; низкая себестоимость (на 20 % ниже, чем по РФ); расположение
вдоль Транссиба (близко к транспорту, но и много не освоенных
территорий).
Машиностроение:
— машиностроительные и ремонтные заводы;
— производство грузовых вагонов (Абакан);
Химическая промышленность:
— на запасах леса — бумага (Братский ЦБК);
— синтетический каучук; производство шин; азотные удобрения.
АПК:
— большие площади под пашнями, низкие урожаи;
— пшеница, рожь, ячмень.
Транспорт:
— ж/д (Дальний Восток и Центральная Россия) – Транссиб;
— речной транспорт, выход к Севморпути по Енисею;
— автомобильный (слабо развит).
Вывоз: лес, руда.
Ввоз: машины, продовольствие, ТНП
6. Основные проблемы:
— не достаточно развита инфраструктура социального, бытового обеспечения,
дорожного хозяйства;
— отставание машиностроения и несоответствие внутренним потребностям
региона;
— низкая технологичность лесной промышленности;
— завоз продовольствия;
— институциональные проблемы в алюминиевой отрасли (передел собственности);
— задолженности по оплате региону за электроэнергию (является
энергетическим донором);
— толлинг.

XI. Дальне-Восточный экономический район.
1. Состав района:
Республика Саха (Якутия);
Приморский край;
Хабаровский край (с Еврейской АО);
Области:
— Амурская;
— Камчатская (с Корякским АО);
— Магаданская (с Чукотским АО);
— Сахалинская
— 6,2 млн. км2;
— 7,5 млн. чел.
2. Общие особенности региона:
— удаленность района от центра;
— огромная слабо освоенная территория;
— отраслевая специализация цветной металлургии;
— добыча алмазов;
— рыбная промышленность.
3. Природные ресурсы:
— ж/руда – Саха;
— золото (Колыма, Амур – руда и россыпи);
— алмазы (Саха);
— уголь;
— нефть, газ – добываются не в полной мере, много ввозят.
4. Население и трудовые ресурсы:
— 7,5 млн. чел.
— плотность 1,2 ч./км2 (в Саха – 0,2-0,8 ч./км2);
— разнообразный национальный состав с преимуществом русского населения.
5. Основные отрасли промышленности:
Цветная металлургия (ведущая):
— олово (Депутатское);
— свой ГОК;
— свинцово-цинковые руды (Приморье);
— вольфрам.
Алмазодобыча («Алмазы России»);
Рыбная промышленность (1 место в РФ);
Лесная и деревообрабатывающая промышленность (Хабаровск, Приморье, Амурская
область);
Машиностроение:
— судоремонтные заводы, для собственных нужд;
— энергетическое.
АПК (преимущественное развитие на юге):
— зерно, яровые пшеницы, озимая рожь, овес;
— пушное звероводство.
Транспорт:
— ж/д (80 %) – БАМ, Транссиб;
— речной (р. Лена – связь между Северным ледовитым океаном и БАМ);
— автомобильный – плохо развит;
— авиатранспорт – огромное значение из-за удаленности района от большой
земли.
Ввоз: отрицательное сальдо – ТНП, продукцию машиностроения, продовольствие,
энергетические ресурсы;
Вывоз: лес, цветные металлы.
6. Основные проблемы:
— напряженность топливно-энергетического баланса;
— неразвитость собственных запасов сырья;
— территориальная удаленность, разрыв хозяйственных связей;
— высокие транспортные тарифы;
— энергодефицит;
— недостаточно развито машиностроение;
— диверсификация развития территорий.

Добавить комментарий