Избирательное право и избирательная система в РФ

| |
|Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов |
|Дальневосточный филиал |
|——————- |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА |
| |
|по предмету «КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ» |
| |
| |
| |
| |
|тема: Избирательное право и избирательная система в Российской Федерации |
| |
| |
| |
| |
| |
|Руководитель: старший преподаватель |
|КУЗНЕЦОВ С.Л. |
| |
|Выполнил: студент юридического |
|факультета (в/о) I год |
|обучения МАЛЫГИН О.А. |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|г. Владивосток, 1998 г. |

Краткий план

| 1. |Этапы развития Российского избирательного права. |
| | |
|2. |Понятие принципы и источники избирательного права Российской |
| |Федерации. Избирательная система Российской Федерации. |
| | |
| |Порядок организации и проведения выборов, основные стадии |
|3. |избирательного процесса. |
| | |
| |Совершенствование избирательной системы текущим |
|4. |законодательством. |

1. Этапы развития Российского избирательного права.

В России выборы приобрели особую политическую значимость в начале
XX в., когда широким кругам населения было предоставлено право принимать
участие в формировании высшего представительного органа — Государственной
Думы, учреждение которого было провозглашено в ходе революции 1905-1907 гг.
[3, с.264-273]
Избирательное право этого периода характеризуется тщательным
подбором круга избирателей. Положение о выборах в Государственную Думу от 3
июня 1907 г. предусматривало категории населения, которые лишались
избирательных прав — женщины, молодежь до 25 лет, студенчество,
военнослужащие. Не могли участвовать в выборах и кочевые народы.
Значительные ограничения избирательных прав предусматривались для
национальных меньшинств: в законе указывалось, что Государственная Дума
должна быть ”русской по духу”. Были введены имущественные цензы. Закон
подробно перечислял, какое имущество и какие доходы нужно иметь, чтобы
получить право голоса. Отсутствие этих условий исключало участие в выборах.
Устранению неугодных правящему режиму категорий населения способствовало
установление куриальной системы выборов. Положение о выборах в
Государственную Думу от 6 августа 1906 г. подразделяло население на три
курии: уездные землевладельцы, городские избиратели, крестьяне.
Впоследствии была введена рабочая курия. Это сохранилось и в последующих
избирательных законах. Каждая курия избирала определенное число выборщиков,
которые потом избирали депутатов Государственной Думы. Число выборщиков не
соответствовало числу социальных групп населения.
Установление такого порядка соответствовало сохранению оптимального
баланса сил в российском парламенте того времени.
Конституция РСФСР (1918 г.), принятая после Октябрьской революции
1917 г., провозгласила совершенно иные принципы избирательного права.
Активным и пассивным избирательным правом были наделены граждане РСФСР
обоего пола, достигшие ко дню выборов 18 лет, независимо от
вероисповедания, национальности, оседлости и т.п. Право избирать и быть
избранным получили военнослужащие Советской Армии и Флота. Однако и здесь
был большой круг ограничений: не могли избирать и быть избранными: лица,
прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли; лица, живущие на
нетрудовой доход (проценты с капитала и т.п.); частные торговцы; монахи и
служители церкви; служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса
жандармов и охранных отделений; члены царствовавшего в России дома;
душевнобольные лица; лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления
на срок, установленный законом. Следует отметить, что по Конституции 1918
г. избирательными правами обладали не только советские граждане, но и
иностранцы, проживающие на территории России и принадлежащие к рабочему
классу или крестьянству.
Конституция СССР, принятая в 1936 г., отказалась от указанных
ограничений, отстранив от участия в выборах лиц, не являющихся гражданами
СССР, несовершеннолетних, а также осужденных судом с лишением избирательных
прав (последнее ограничение было отменено в 1958 г.). Произошли изменения в
процедуре проведения выборов: многостепенные выборы вышестоящих звеньев
представительных органов власти были заменены прямыми.
В целом для избирательного права советского периода характерны
следующие особенности: Конституцией были детально регламентированы не
только принципы избирательной системы, но и порядок проведения выборов как
на федеральном, так и на республиканском и местном уровнях. Эффективность
выборов была достаточно высока, однако в то же время избирательная кампания
проходила, как правило, формально, а итоги выборов зачастую были заранее
предрешены.
Новый этап в развитии российского избирательного законодательства
наступил в связи с прекращением деятельности Верховного Совета и Съезда
народных депутатов (согласно Указу Президента от 21 сентября 1993 г.)
Правовое регулирование порядка проведения выборов в новый законодательный
орган страны — Федеральное Собрание — имеет много новых особенностей
(например, избрание депутатов нижней палаты Федерального Собрания на основе
сочетания мажоритарной и пропорциональной систем, выдвижение кандидатов
избирательными объединениями по общефедеральным спискам и т.д.).

2.1. Источники избирательного права Российской Федерации.

Избирательное право Российской Федерации имеет свои источники. Ими
являются нормативные акты, в которых содержатся конституционно-правовые
нормы, определяющие порядок проведения выборов. К числу таких источников
относятся: [2, с.302]
1. Конституция Российской Федерации, конституции республик в
составе Российской Федерации; уставы краев, областей, городов федерального
значения, автономной области, автономных округов.
2. Федеральный Закон “О выборах Президента Российской Федерации” от
17 мая 1995 г.
2. Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации от 26 сентября
1997 года; другие федеральные законы, а также законы субъектов Российской
Федерации, подробно регламентирующие организацию и порядок выборов в
различные органы государственной власти и местного самоуправления.
3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, акты глав
администраций и других руководителей исполнительных органов субъектов
Российской Федерации по вопросам организации и проведения выборов.
Основу избирательной системы и избирательного права Российской
Федерации составляют основные гарантии избирательных прав граждан
Российской Федерации, обеспечивающие свободное волеизъявление граждан на
выборах. Ядром этих гарантий являются принципы участия граждан Российской
Федерации в выборах.

2.2. Понятие избирательного права Российской Федерации.

Под избирательной системой в Российской Федерации понимается
порядок выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в иные федеральные
государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и
избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с
федеральными законами, используемый при выборах в органы государственной
власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы
местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами,
законами и иными нормативными правовыми актами законодательных
(представительных) органов государственной власти субъектов Российской
Федерации. [2, с.301-302]
Этот порядок определяется конституционно-правовыми нормами, которые
в своей совокупности образуют избирательное право. Следовательно,
избирательная система и избирательное право тесно связаны между собой, хотя
отождествлять их нельзя.
Являясь совокупностью конституционно-правовых норм, избирательное
право образует важную составную часть конституционного права Российской
Федерации, его важнейший институт и регулирует такие важные общественные
отношения, как отношения, складывающиеся при выборах Президента Российской
Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов власти
федерации и ее субъектов, а также при выборах в исполнительные органы
власти и органы местного самоуправления.
Термин “избирательное право” используется не только для обозначения
одного из конституционно-правовых институтов, но и как название одного из
субъективных прав российских граждан. В последнем случае реализуется
активное избирательное право — право избирать, т.е. право граждан
Российской Федерации участвовать в выборах в органы государственной власти
и выборные органы местного самоуправления; и пассивное избирательное право
— право избираться, т.е. право граждан Российской Федерации быть избранными
в органы государственной власти и в выборные органы местного
самоуправления.

3. Порядок организации и проведения выборов, основные
стадии избирательного процесса.

3.1. Принципы участия граждан Российской Федерации
в выборах.

Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе
всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
[2, с.302-323]
Всеобщим является такое избирательное право, когда все взрослые
граждане имеют право участвовать в выборах. Гражданин Российской Федерации,
достигший 18 лет, вправе избирать, а по достижении возраста, установленного
Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом об основных
гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации и иными
федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами
законодательных (представительных) органов государственной власти и в
выборные органы местного самоуправления (ч.1 ст.97 Конституции).
Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным
независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к
религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Не имеет права избирать и быть избранным граждане, признанные судом
недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по
приговору суда.
Законами и иными нормативными актами могут устанавливаться
дополнительные условия приобретения гражданином Российской Федерации
пассивного избирательного права, связанные с достижением им определенного
возраста или со сроком его проживания на определенной территории Российской
Федерации. Устанавливаемый возраст кандидата не может быть менее 21 года
при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации
(ч.1 ст.97 Конституции), 30 лет при выборах главы исполнительного орана
государственной власти (Президента) субъекта Российской Федерации и 21 года
при выборах главы местного самоуправления; сроки обязательного проживания
на указанной территории не могут быть менее одного года.
Существуют ограничения связанные со статусом депутата, в том числе
— с невозможностью находиться на государственной службе, заниматься другой
оплачиваемой деятельностью.
Выборы, проводимые в России, являются равными. Это означает, что
каждый избиратель имеет один голос и все избиратели участвуют в выборах на
равных основаниях. Избиратель не может быть включен более чем в один список
избирателей; он голосует лично и для получения избирательного бюллетеня
требуется предъявление документа, удостоверяющего личность избирателя, а в
списке избирателей делается отметка о выдаче избирательного бюллетеня. Ни
один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другим избирателем, а
избирательные права всех российских граждан в равной мере охраняются
законом.
Выборы в Российской Федерации являются прямыми. Прямое
избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах за или
против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.
Прямое избирательное право отличается от непрямого, которое может
быть двух видов — косвенным и многостепенным. При косвенном избирательном
праве избиратели выбирают выборщиков, которые, в свою очередь, избирают
представителей или каких-либо иных лиц. Суть многостепенного избирательного
права состоит в выборах представителей в вышестоящие представительные
органы нижестоящими.
Важным преимуществом прямых выборов является то, что все избираемые
органы государственной власти являются непосредственно представительными
органами народа. Тем самым создается возможность постоянной тесной связи
этих органов с избирателями, постоянного контроля населения за их работой.
Голосование на выборах является тайным. Это означает, что
исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением
избирателей. Избирателю предоставляется возможность использовать особую
комнату или закрытую кабину для заполнения избирательного бюллетеня. В этих
помещениях во время запрещается присутствие кого бы то ни было, включая и
членов избирательной комиссии. Бюллетень опускается в избирательный ящик
лично.
Участи в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать
воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в
выборах, а также на его свободное волеизъявление. Свободное волеизъявление
избирателей во время выборов обеспечивается и тем, что проведение агитации
в день выборов в помещении для голосования не допускается.
Гражданин Российской Федерации, проживающий за ее пределами,
обладает всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и консульские
учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину
Российской Федерации в реализации избирательных прав, установленных
законом.
Избирательные права граждан обеспечиваются рядом гарантий, в
качестве которых выступают, в первую очередь, разные стороны организации и
проведения выборов.

3.2. Составление списков избирателей, образование
избирательных округов и избирательных участков.

Все граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования
активным избирательным правом, включаются в списки избирателей. Список
избирателей составляется участковой избирательной комиссией отдельно по
каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по
установленной форме главой местной администрации, командиром воинской
части, руководителем дипломатического представительства, консульского
учреждения Российской Федерации. Уточнение списков осуществляется по
состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Эти сведения направляются в
соответствующие избирательные комиссии сразу после назначения дня выборов.
Основанием для включения гражданина в список избирателей является
его проживание на территории этого избирательного участка, определяемое в
соответствии с федеральным законом, устанавливающим право граждан на
свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории
Российской Федерации.
Основания и порядок составления списков избирателей устанавливаются
в соответствующих федеральных законах, законах субъектов Российской
Федерации, уставами муниципальных образований.
Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления и
дополнительного уточнения не позднее чем за 20 дней до дня выборов.
Каждый гражданин, обладающий избирательным правом, вправе заявить в
участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, а
также о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течении 24
часов, а в день голосования — в течение 2 часов с момента обращения, но
не позднее момента окончания голосования участковая избирательная комиссия
обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо дать заявителю
письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления.
Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета
голосов избирателей запрещается.
В Российской Федерации используется территориальный принцип
организации выборов. Выборы производятся по избирательным округам.
Избирательный округ — избирательная территориальная единица,
образуемая в порядке, устанавливаемом законодательством для проведения
выборов. [5, ст.19]
Избирательные округа образовываются при соблюдении следующих
требований:
— примерное равенство избирательных округов по числу избирателей с
допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не
более 10%, а в труднодоступных и отдаленных местностях — не более 15%; при
образовании избирательного округа на территории компактного проживания
коренных малочисленных народов отклонение от средней нормы
представительства в соответствии с законами и иными нормативными правовыми
актами может превышать указанные пределы, но не более чем на 30%. Это
требование не применяется, если федеральным законодательством
устанавливается обязанность образования не менее одного избирательного
округа на территории каждого субъекта Российской Федерации.
— избирательный округ составляет единую территорию: не допускается
создание избирательного округа из не граничащих между собой территорий, за
исключением случаев, установленных федеральными законами, законами
субъектов Российской Федерации.

При соблюдении указанных требований учитывается административно-
территориальное деление.
Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей
образуются избирательные участки. Избирательные участки образуются главой
муниципального образования по согласованию с соответствующими
избирательными комиссиями с учетом местных и иных условий, в целях создания
максимальных удобств для избирателей из расчета не более 3000 избирателей
на каждом избирательном участке и не позднее чем за 30 дней до дня выборов.
Границы избирательных участков не должны пересекать границы
избирательных округов.
В местах временного пребывания избирателей, в труднодоступных и
отдаленных районах, на судах, находящихся в день выборов в плавании, и на
полярных станциях могут образовываться в тот же срок, а в исключительных
случаях — не позднее чем за 5 дней до дня выборов. Военнослужащие голосуют
на общих избирательных участках? Избирательные участки могут образовываться
и в воинских частях.
Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов
участковых избирательных комиссий и помещений для голосования должны быть
опубликованы главой муниципального образования не позднее чем за 25 дней до
дня выборов.

3.3. Избирательные комиссии.

Избирательными называются комиссии, организующие проведение выборов
Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, в иные
федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской
Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в
соответствии с федеральным законом, выборов в органы государственной власти
субъектов Российской Федерации и в выборные органы местного самоуправления.
Избирательные комиссии в Российской Федерации обеспечивают реализацию и
защиту избирательных прав граждан, осуществляют подготовку и проведение
выборов.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации действует
на постоянной основе и является юридическим лицом. Она осуществляет
руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам в соответствии
с существующим законодательством, а также по проведению референдума
Российской Федерации.
Срок полномочий Центральной избирательной комиссии — 4 года. Она
состоит из 15 членов, которые назначаются (по 5 человек) Государственной
Думой, Советом Федерации и Президентом Российской Федерации.
Центральная избирательная комиссия (ЦИК) совместно с избирательными
комиссиями субъектов Российской Федерации осуществляет контроль за
соблюдением избирательных прав граждан; организует общегосударственную
систему регистрации избирателей; осуществляет меры по организации
однообразной системы подведения итогов голосования и установление
результатов выборов.
Она распределяет выделенные из федерального бюджета средства на
финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, контролирует их
целевое использование; оказывает методическую, организационно-техническую
помощь избирательным комиссиям.
Формирование избирательных комиссий субъектов Российской Федерации
осуществляется законодательными (представительными) и исполнительными
органами власти субъектов Российской Федерации на основе предложений
общественных объединений, выборных органов местного самоуправления,
собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства. При этом
не менее половины членов избирательной комиссии назначается законодательным
органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В состав избирательной комиссии могут быть назначены от каждого
кандидата по одному члену с правом совещательного голоса.
Избирательные комиссии действуют на постоянной основе и являются
юридическими лицами. Срок полномочий избирательных комиссий субъектов
Российской Федерации устанавливается ЗАКОНАМИ СУБЪЕКТОВ Российской
Федерации, но не может быть более 5 лет и менее срока полномочий
законодательного орана государственной власти соответствующего субъекта
Российской Федерации ( или менее срока полномочий однократно избранного
депутата указанного органа).
Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и
открыто. На заседаниях избирательной комиссии вправе присутствовать
кандидаты и их доверенные лица, представители избирательных объединений и
средств массовой информации.
Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе
коллегиальности. При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии
в пределах своей компетенции не зависимы от государственных органов и от
органов местного самоуправления.

3.4. Выдвижение, регистрация и статус кандидатов.

Право выдвижения и регистрации кандидатов (списка кандидатов)
принадлежит избирательным объединениям и непосредственно избирателям, в том
числе по месту работы, службы, учебы и жительства.
Решения о выдвижении кандидата от избирательного объединения
принимаются соответственно уровню проводимых выборов на съездах и собраниях
избирательных объединений.
Для совместного участия в выборах общественные объединения могут
объединяться в избирательные блоки. Избирательный блок — добровольное
объединение двух или более общественных объединений. Избирательный блок
обладает правами избирательного объединения. Входящие в избирательный блок
общественные объединения не могут на тех же выборах входить в иные
избирательные блоки или выступать в качестве самостоятельных избирательных
объединений.
В поддержку кандидатов (списка кандидатов), выдвинутых от
избирательных блоков, собираются подписи избирателей. Максимальное
количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов, не может
превышать два процента от числа избирателей, зарегистрированных на
территории избирательного округа (5, ст.31). Сбор подписей проводится по
месту работы, службы, учебы и жительства.
Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих
активным избирательным правом, в том избирательном округе, где
осуществляется выдвижение кандидатов.
Кандидаты регистрируются соответствующей избирательной комиссией по
представлению избирательных объединений и избирателей, выдвинувших
кандидатов, при наличии заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться
по данному избирательному округу. Решение о регистрации кандидата либо об
отказе в регистрации принимается избирательной комиссией в установленный
законом срок (10 или 5 дней). В случае отказа кандидату немедленно должна
быть выдана копия решения комиссии с изложением мотивов.
Кандидат вправе в любое время снять свою кандидатуру, но не позднее
чем за три дня до дня голосования.
В случае, если ко дню голосования в избирательном округе не
останется ни одного кандидата, либо число зарегистрированных кандидатов
окажется меньше установленного числа мандатов или равным ему, либо будет
зарегистрирован только один список кандидатов, выборы в данном
избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии
откладываются на срок не более четырех месяцев для дополнительного
выдвижения кандидатов (списков кандидатов) и осуществления последующих
избирательных действий.
Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности.
После регистрации кандидаты не вправе использовать преимущества своего
служебного положения.
Кандидаты после регистрации по их личным заявлениям освобождаются
от работы, военной службы, военных сборов и учебы на время участия в
выборах. В течение этого срока соответствующая избирательная комиссия за
счет средств, выделенных на организацию подготовки и проведения выборов,
выплачивает им денежную компенсацию. Виды, размеры и порядок выплаты
компенсации устанавливаются нормативными актами законодательных
(представительных) органов государственной власти субъектов Российской
Федерации.
Во время проведения выборов кандидаты не могут быть уволены по
инициативе администрации (работодателя) с работы или без их согласия
переведены на другую работу. Время участия кандидата в выборах
засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он
работал до регистрации кандидатом.
Кандидат после регистрации не может быть привлечен без согласия
прокурора (соответственно уровню выборов) к уголовной ответственности,
арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в
судебном порядке. При даче согласия прокурор обязан известить избирательную
комиссию, осуществившую регистрацию кандидата.

3.5. Предвыборная агитация.

Предвыборная агитация — деятельность граждан Российской Федерации,
кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных
объединений, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию
в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки
кандидатов) или против них [5, ст.2].
Государство обеспечивает проведение предвыборной агитации в
соответствии с федеральными законами. Кандидатам и избирательным
объединениям гарантируются равные условия доступа к средствам массовой
информации. В предвыборной агитации не могут участвовать члены
избирательных комиссий, государственные органы, органы местного
самоуправления, должностные лица государственных органов и органов местного
самоуправления не являющиеся кандидатами.
Избирательные комиссии обязаны обеспечить равные возможности для
всех кандидатов при проведении предвыборной агитации.
Не допускаются злоупотребления свободой массовой информации,
агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную
ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению
конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда
войны.
В случае совершения указанных нарушений избирательная комиссия
вправе обратиться в суд с предложением об отмене решения о регистрации
кандидата (списка кандидатов). Такое предложение рассматривается судом в
трехдневный срок.
Избирательные комиссии осуществляют контроль за соблюдением
установленного порядка проведения предвыборной агитации.
Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и
прекращается за один день до дня выборов. В течение трех дней до дня
выборов, включая день голосования, опубликование результатов опросов
общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований,
связанных с выборами, не допускается.

6. Порядок голосования, подсчета голосов избирателей,
установление результатов выборов и их опубликование.

Голосование на выборах в Российской Федерации проводится, как
правило, в один из календарных выходных дней.
О времени и дате голосования участковые избирательные комиссии
обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до его проведения
через средства массовой информации или иным способом, а при проведении
досрочного или повторного голосования — не позднее чем за 5 дней до дня
голосования.
Избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов включительно
по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и
не сможет прийти на избирательный участок, где он включен в списки
избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно
путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении окружной(за 15-4 дня)
или участковой(не ранее чем за 3 дня до дня голосования) комиссии.
Избирательная комиссия обязана при этом обеспечить тайну голосования,
исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить
сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса избирателя при
установлении итогов голосования.
Голосование проводится путем нанесения избирателем в избирательном
бюллетене какого-либо знака в квадрате (квадратах), относящемся к кандидату
(кандидатам) или списку кандидатов в пользу которых сделан выбор, либо к
позиции ”против всех кандидатов (списка кандидатов)”.
Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не
допускается. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в
список избирателей, по предъявлении паспорта или иного документа,
удостоверяющего их личность. Участковая избирательная комиссия обязана
обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, в том
числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным
причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях в
участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество
переносных избирательных ящиков, которое определяется решением окружной
избирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности
проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено
избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой
избирательной комиссии. Члены этой комиссии, выезжающие по заявлениям,
получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем
числу заявлений. Данные об избирателях, проголосовавших вне помещения для
голосования, дополнительно вносятся в список. При проведении голосования
вне помещения для голосования вправе присутствовать избиратели. Организация
голосования вне помещения должна исключать возможность нарушения
избирательных прав гражданина, а равно искажение волеизъявления избирателя.
Избирательные бюллетени заполняются избирателем в специально
оборудованных кабине или комнате, в которых не допускается присутствие иных
лиц. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень,
вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося
членом участковой избирательной комиссии или наблюдателем. Избирательный
бюллетень должен содержать печать участковой избирательной комиссии или
подписи не менее двух ее членов. Получение избирательного бюллетеня
избиратель удостоверяет своей подписью в списке избирателей.
Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями в
избирательные ящики, которые должны находиться в поле зрения членов
участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от
участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения для голосования,
если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление
избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией.
Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой
избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных
избирателями избирательных бюллетеней. При подсчете голосов участковая
избирательная комиссия признает недействительными избирательные бюллетени,
по которым невозможно установить волеизъявление избирателей, а также
избирательные бюллетени неустановленной формы. Члены участковой
избирательной комиссии подсчитывают и заносят в протоколы результаты
подсчетов бюллетеней.
В целях исключения возможности фальсификации итогов голосования,
подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени
голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о
которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а
также наблюдатели, представляющие кандидатов, избирательные объединения и
иностранные (международные) наблюдатели.
После подсчета голосов избирателей участковая избирательная
комиссия заполняет протокол об итогах голосования.
Далее составляется протокол окружной избирательной комиссией,
который подписывается всеми присутствующими членами окружной избирательной
комиссии с правом решающего голоса.
Окружная избирательная комиссия признает выборы недействительными,
если допущенные при проведении голосования или установлении итогов
голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты
волеизъявления избирателей.
Вся документация избирательных комиссий всех уровней, включая
избирательные бюллетени, подлежит хранению в течение сроков, установленных
законодательством.
3.7. Опубликование итогов голосования и выборов.

Избирательные комиссии, проводившие регистрацию кандидатов
(списков кандидатов), направляют общие данные о результатах выборов по
избирательному округу в средства массовой информации в течение одних суток
после определения результатов выборов.
Официальное опубликование результатов выборов, а также данных о
количестве голосов избирателей, полученных каждым из кандидатов (списков
кандидатов), голосов, поданных против всех кандидатов (списков кандидатов)
осуществляется соответствующей избирательной комиссией не позднее одного
месяца со дня голосования.
Официальное опубликование полных данных о результатах выборов
осуществляется в течение трех месяцев со дня голосования.

3.8. Финансирование выборов.

Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов
соответствующего уровня производятся за счет средств, выделяемых из
соответствующего бюджета (федерального, субъекта федерации, местного).
Кандидаты создают собственные избирательные фонды для
финансирования своей предвыборной кампании. При выборах в органы
государственной власти и в выборные органы местного самоуправления
избирательные объединения также могут создавать избирательные фонды.
Избирательные фонды могут создаваться за счет следующиж средств:
средств, выделенных избирательному объединению или кандидату в
равных размерах на предвыборную агитацию соответствующей избирательной
комиссией;
собственных средств избирательного объединения или кандидата, за
исключением случаев, когда указанные средства имеют иностранные источники;
средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным
объединением;
добровольных пожертвований физических и юридических лиц.

В целях предвыборной агитации допускается использование только
денежных средств, перечисленных в избирательные фонды.
Законодательством устанавливаются предельные размеры перечисляемых
в избирательные фонды собственных средств кандидата или избирательного
объединения, а также средств, выделяемых кандидату выдвинувшим его
избирательным объединением, и добровольных пожертвований физических и
юридических лиц.
Все денежные средства, создающие избирательный фонд, перечисляются
на специальный счет в банке или кредитном учреждении, который открывается
кандидатом или избирательным объединением с разрешения соответствующей
избирательной комиссии после регистрации кандидата (списка кандидатов).
Остатки денежных средств на счетах после завершения выборов
перечисляются пропорционально вложенным средствам на текущие (расчетные )
счета организаций и лиц, осуществивших перечисления и пожертвования.

3.9. Ответственность за нарушение избирательных прав
граждан.

Действующее законодательство о выборах предусматривает
ответственность за нарушение избирательных прав граждан. Лица,
препятствующие путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом
свободному осуществлению гражданами Российской Федерации права избирать и
быть избранными, либо лица, распространяющие заведомо ложные сведения о
кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство
кандидатов, а также лица, проводящие агитацию в день выборов либо
препятствующие работе избирательных комиссий или голосованию на
избирательных участках, несут уголовную, административную либо иную
ответственность в соответствии с федеральным законодательством.

4. Совершенствование избирательной системы текущим
законодательством.

Избирательное право Российской Федерации находится в стадии своего
развития.
Российская Федерация, следуя международным принципам и стандартам в
области избирательного права, в своей Конституции зафиксировала, что
“носителем суверенитета и единственным источником власти признается ее
многонациональный народ…”. “Высшим непосредственным выражением власти
народа является референдум и свободные выборы” (ст.3).
В настоящее время в Российской Федерации осуществляется реформа
избирательного законодательства, целью которой является преобразование
законодательной базы избирательного права и избирательной системы, включая
референдум, до конституционно-правового уровня. Значение этих
преобразований состоит в том, что общество, стабилизировав основные
институты и нормы избирательного права, приобретет устойчивость в
политической жизни и обеспечит законную смену власти по итогам
общенациональных конституционных выборов. Следовательно, реформа
избирательного права в России включает в себя следующие аспекты [3, с.272]:
— обеспечение равенства прав избирателей — граждан Российской
Федерации;
— достижение представительства в парламенте широкого спектра
интересов различных социальных, этно-территориальных и политических групп;
— использование всеми субъектами избирательного процесса
демократических методов политической борьбы, исключающих доминирование
отдельных политических групп и должностных лиц;
— обеспечение демократического общественного и судебного контроля в
процессе организации и проведения выборов и референдума, в том числе и
путем приглашения иностранных наблюдателей, создания условий для их работы.

Разрабатывая стратегию совершенствования избирательного
законодательства, важно иметь в виду, что на этом пути нет легких и
одномерных решений. [9]
Так например, много споров вызывает законодательная норма о
возможности двойного выдвижения кандидатов. В данной связи может быть
полезен опыт немецкого закона о выборах, ряд положений которого послужил
моделью при разработке российского избирательного законодательства.
Согласно этому закону партия, сумевшая провести своего представителя в
Бундестаг и по земельному списку, и по избирательному округу, теряет
столько голосов из числа поданных за ее список, сколько отдано в поддержку
ее кандидата в избирательном округе. Таким образом, удваивая шансы наиболее
ценных своих представителей, партия платит за эту страховку вполне
адекватную цену. Подобный принцип предлагалось ввести и в наше
законодательство. Однако в новом законе о выборах, принятом в 1997 году
было реализовано иное решение: 5 процентный барьер для утверждения
кандидатов законодатель заменил на 2-х процентный, сохранив и принцип
двойного выдвижения.
Если в этой связи обратиться к результатам выборов 1995 года, то
становится видно, что в структуре предпочтений электората помимо четверки
победителей, перешагнувших пятипроцентный барьер, четко выделяется группа
лидеров второго эшелона, набравших более 2% голосов (“Женщины России”,
“Коммунисты — Трудовая Россия”, ДВР, Партия самоуправления трудящихся,
“Держава”, “Вперед, Россия” и др.). Они в своей совокупности являются
довольно точным слепком с нынешнего политического спектра с его левым и
правым радикальными флангами, с лево- и правоориентированным центром, с его
национал-патриотической составляющей. В эту группу лидеров в основном
вошли те, кто отражает признанные в обществе политические позиции и при
соответствующем раскладе политической конъюнктуры способен на равных
конкурировать с нынешними победителями.

Опыт выборов в Государственную Думу в 1995 году стал предметом
пристального внимания теоретиков и практиков, заинтересованных в дальнейших
шагах по осуществлению в стране политической реформы, становлению
полноценной многопартийности, развитию парламентаризма.

Список литературы использованной по теме.

1. Конституция Российской Федерации: Комментарий. М., 1994.

2. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Рос
сии: Учебник, М., 1995.

3. Конституционное право: Учебник, отв.ред. Козлов А.Е.,
М., 1996.

4. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право
Российской Федерации: Учебник, М., 1996.

5. Закон РФ “Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”.
//Собрание законодательства РФ, 1997, № 38, ст.4339.

6. Закон РФ “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации”. //Собрание законодательства
РФ, 1995, № 26, ст.2398.

7. Закон РФ “Об обеспечении конституционных прав граждан
Российской Федерации избирать и быть избранными в органы
местного самоуправления”. //Собрание законодательства РФ,
1996, № 49, ст.5497.

8. Закон РФ “О выборах Президента Российской Федерации”.
//Собрание законодательства РФ, 1995, № 21, ст. 1924.

9. Лапаева В.В. Выборы в Государственную Думу 1995 г.: проблемы
совершенствования законодательства. //Государство и право,
1996, № 9, с.21-34.

Добавить комментарий